Победа 12-летней жительницы Ульяновска Лизы Таракановой на крупнейшей в России детско-юношеской «32-й Геленджикской регате» стала знаковой для нашего региона. И дело не только в первом месте. Впервые за последние 30 лет наши юные яхтсмены отправились на соревнования за пределы региона. Парусный спорт возрождается, но пока, к сожалению, при очень скромной поддержке регионального минспорта — фактически благодаря родителям занимающихся детей. Рассказываем, как организованы и во сколько обходятся занятия парусным спортом, и почему общение с Волгой так важно для ульяновцев.

«Геленджикская регата», ставшая триумфальной для Лизы и ее соратников по секции «Оптимист», прошла на Черном море в 32-й раз. Из Ульяновска туда отправились 12 детей — вместе с родителями, тренером, а также президентом региональной федерации парусного спорта Станиславом Рачковым. Наша команда привезла на море семь лодок (для них родители сварили специальную автомобильную конструкцию-телегу), остальным пяти яхтсменам лодки взяли в аренду на месте.

— Не скажу, что цены космические, но все же. Перед выездом мы купили пять новых парусов (каждый — 15 тысяч рублей). Стоимость экипировки (гидрокостюм, гидроботинки, перчатки шапка) — минимум 20-30 тысяч рублей на человека. Плюс к этому проезд до Геленджика, аренда дома, питание (регата проходила пять дней)… Все за счет родителей, — говорит известный ульяновский айтишник Илья Валкин.

Сын Ильи Даниил занимается в парусной секции. Валкин рассказывает, что для детей морские соревнования стали интересным и сложным испытанием: максимум, куда они раньше выезжали — на небольшую регату в Тольятти. В «Геленджикской регате» участвовало 600 «Оптимистов», которые разделили на дивизионы, ульяновцы гонялись в «Олимпике» и «Первом». Всего же на море прибыли 1150 спортсменов. За призы боролись команды из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, а также 33-х регионов России.

— Все наши дети выступили достойно. Мальчишки вошли в десятку. Победа Лизы для нас стала шоком, еще одной девочке не хватило трех очков до пьедестала. Радует, что мы за короткий срок вырастили чемпионов, для нашей области результат, я считаю, очень хороший, — рассказывает Станислав Рачков.

Ульяновскую секцию возродили два года назад на базе морского многоборья ДОСААФ в речпорту. Сейчас здесь занимается 30 юных яхтсменов. Материально-техническая база у ребят скромная: на всех — десять лодок самого маленького класса «Оптимист» (с него начинают все яхтсмены). Четыре дало государство, шесть родители купили своими силами (одна стоит 120 тысяч рублей). На базе школы Олимпийского резерва сделали ставку тренера, который занимается с детьми. Тренироваться на воду выходят по графику, так как лодок в три раза меньше, чем нужно. Хотя, по идее, у каждого ребенка должна быть своя яхта.

— Парусный спорт — мощное решение социальных проблем. Летом большинство детей у нас остаются без спорта: все спортивные кружки закрываются. Хорошо, если кого-то отправят в лагерь или к бабушкам. Остальные слоняются по торговым центрам и подворотням. Многие дети не умеют обращаться с водой. А у нас вся основная деятельность происходит летом, начиная с мая, каждый день, без передыха. Парусный спорт для региона, который имеет такие акватории, просто необходим. Общение с рекой генетически заложено в ульяновцах. Город всегда жил Волгой, это сейчас мы все замкнулись в бетоне и потеряли связь. У нас есть замечательные областные локации — Димитровград, Сенгилей, Старая Майна. Прекрасные заливы, где можно развивать парусный спорт и двигать туризм, — уверен Станислав Рачков.

По его словам, есть одна важная проблема: предыдущее руководство минспорта «не замечало» яхтсменов.

— Несмотря на то что наша федерация уже более пяти лет имеет государственную аккредитацию (это означает, что мы соответствуем всем критериям), само государство в лице регионального минспорта этим критериям соответствовать не хочет. В нынешнем сезоне мы провели все мероприятия, заявленные в календарном плане, съездили на ПФО. Но все — исключительно за свой счет. Для дальнейшего развития, чтобы была преемственность, с «Оптимистов» подросшие дети должны переходить на лодки побольше, «Кадеты» (до 14-16 лет), дальше «Лучи» для студентов. А их нет! Необходимо расширять материально-техническую базу, чтобы лодок было больше. И конечно тренеров должно быть два-три, а не один, как сейчас: он даже заболеть и в отпуск сходить не может. Да и какой отпуск на оклад в 16 тысяч рублей, фактически человек работает на одном энтузиазме. Огромное спасибо родителям, что поддерживают своих замечательных суперчемпионов, — продолжает президент федерации.

«Волжане без парусов», — так характеризует нынешнюю ситуацию Илья Валкин. Сродни сапожнику без сапог: все условия для парусного спорта в регионе есть, но его как бы нет.

–  Это как если бы в Альпах не было горнолыжки. Мы ездили в Тольятти, где ситуация совершенно иная, чем у нас. Лодки с собой на регату не возили — там их достаточно: в яхт-клубе «Дружба» более 50 «Оптимистов», и нам их дают напрокат. Летом тольяттинцы организуют для яхтсменов спортлагерь, приглашали и нас, — говорит Илья.

Для того, чтобы парусный спорт получал достойную поддержку, нужно, чтобы он стал базовым в регионе. Это возможно, если вырастить чемпионов и достичь определенного количества занимающихся. Но получается замкнутый круг: не имея должной поддержки, тренеров, нормального флота, невозможно привлечь большое количество детей (хотя желающих много) и найти звездочек, которые засияют. А пока их не будет — не будет и статуса «базовый».

— Думаю, здесь может помочь только политическое решение спортивного руководства. Радует, что с приходом новой команды в регион, на нас обратили внимание, областное руководство поддерживает. Но чуть ниже ступенькой, на уровне минспорта, нас не замечают. Во всяком случае, так было раньше. Очень хочется надеяться, что ситуация поменяется. Мы закладываем фундамент на будущее, хотим, чтобы водные виды спорта тоже были в приоритете, чтобы Ульяновск ими славился. Тем более, уже имеем неплохой результат, — резюмирует Станислав.

В этом году он подал заявку в Фонд президентских грантов. Его проект «Пионерская судоверфь» предполагает постройку руками самих детей, на базе училища Олимпийского резерва, нескольких лодок. За зиму они их соберут, отшлифуют, изучат матчасть, а весной спустят на воду и будут заниматься. Таким образом убьют двух зайцев — освоят судостроение и теорию, усилят флот, а летом эти дети будут заняты спортом.