Взимание утилизационного сбора по новым ставкам предложили приостановить или перенести в Госдуме, так как после его повышения сумма сбора стала сопоставимой со стоимостью самой импортной машины. О том же сообщают “Российской газете” читатели. В минпромторге поясняют, что при ввозе иномарок для личного пользования действуют льготные ставки. Однако автомобили чаще всего попадают в Россию через посредников, а потому применить льготную ставку удается лишь в редких случаях. На этом фоне дилеры уже начали сворачивать параллельный импорт иномарок.

Автомобили дорожают

Ставка утильсбора в некоторых случаях стала сравнима с половиной стоимости авто, заявил депутат Госдумы Ярослав Нилов. Он призвал правительство отложить вступление изменений в силу до 31 декабря этого года, откорректировать правила и провести “тарифную амнистию” для авто, ввезенных в Россию ранее. Ситуацию с повышенным утильсбором взяла под контроль Генпрокуратура.

Из-за сложившейся ситуации в редакцию обратились читатели. “Я приобрел автомобиль для личного пользования в Кыргызстане. Машина стояла на учете на гражданине Кыргызстана. Сняли с учета в ГИБДД на мое имя, и я своим ходом добрался до Москвы. Но 29 октября 2023 года в силу вступили поправки по утилизационному сбору. Теперь, купив автомобиль за 1,7 млн рублей, я обязан заплатить 1,3 млн рублей утилизационного сбора”, – пишет читатель Егор Сименюра. Без этого машину на учет в ГИБДД не поставить, рассказывает он. В такой же ситуации, по словам читателя, оказались тысячи граждан из разных городов, среди которых Москва, Казань, Уфа, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Санкт-Петербург, Краснодар. “Мы не коммерсанты, не занимаемся продажей автомобилей, покупали авто для своих семей”, – указывают читатели.

В минпромторге пояснили “РГ”, что после вступления в силу изменений размера утильсбора одним из условий применения льготных коэффициентов для расчета его суммы является оплата таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа. “Если в данном случае транспортное средство было ввезено гражданином для личного пользования с четким соблюдением действующих норм налогового и таможенного законодательства, сохраняется возможность оплаты утилизационного сбора по льготной ставке”, – подчеркнули в министерстве.

Там также напомнили, что минпромторг совместно с Федеральной таможенной службой готов рассмотреть обращения граждан, которым необходима консультация по порядку регистрации ввозимого автомобиля.

Вот только воспользоваться льготной ставкой могут немногие. Как рассказал корреспонденту “РГ” Сергей, занимающийся перегонкой машин из Южной Кореи, сейчас нужно не только находить машины, но и искать способы их провезти. При новых ставках утильсбора это очень сложно. Машина приходит на таможню, там происходит перерасчет, стоимость вырастает, автовладелец отказывается от сделки. Машины скапливаются на таможне.

Утильсбор на автомобиль сродни тому, как если родился младенец – заплати за то, что его похоронишь.

Программа утилизации автомобилей буксует

Утилизационный сбор ввели в России еще в 2012 году, когда страна вступила в ВТО. До этого момента у нас устанавливали ограничивающие налоги на поставки иностранных машин. Но после вступления в ВТО такие налоги устанавливать стало нельзя. Появился новый налог – утилизационный сбор.

Предполагалось, что именно за его счет будут утилизировать машины, ввезенные в Россию.

Однако этого не произошло. Например, производители шин для отечественных автомобилей реализовали всю программу. В цену каждой шины закладывалась стоимость ее утилизации. Затем компании собирали по дорогам и полям отработанную резину и утилизировали.

Если автомобиль был ввезен для личного пользования, есть возможность оплаты утилизационного сбора по льготной ставке

Огромное количество спортивных площадок в городах сделано с помощью переработанной резины. Но с утилизационным сбором это не сработало. Деньги просто уходили в бюджет. Предприятий по переработке автомобилей до сих пор не создано ни одного.

Новые правила уплаты утильсбора вступили в силу с 1 августа, но имели отсрочку до 29 октября. Те, кто не сумел до этой даты растаможить машину, теперь должны заплатить большие деньги.

И тут ничего не сделать: либо отказаться от автомобиля, либо принять новые условия, поясняет автоэксперт Игорь Моржаретто. По его словам, сильно выросли цены на автомобили, которые приходят по параллельному импорту. Рост составил 5-8%. А на самые популярные машины цены выросли в полтора раза.

Больше всего утилизационный сбор ударил по автомобилям с большим объемом двигателя.

Конечно, по параллельному импорту везли дорогие и престижные автомобили. Преимущественно это Mercedes, BMW, Toyota Land Cruiser. Более простые автомобили такими путями не везли, не выгодно.

Дефицит автомобилей сейчас есть в сегменте стоимостью от миллиона до двух миллионов рублей. У нас примерно половина рынка – бюджетные седаны, хэтчбеки и кроссоверы. Половину всего рынка занимали 10 моделей, которые ранее выпускали в России, и закрыть эту потребность рынка пока нечем, считает эксперт.

Рынку нужно время для адаптации

Тем временем на нововведения уже отреагировали дилеры. Недавняя индексация утильсбора и новые правила его взимания с физлиц сделали параллельный импорт иномарок невыгодным для компаний – импортеров. По новым ценам покупать такие автомобили желающих крайне мало, поэтому для них машины теперь будут возить исключительно под заказ, говорят эксперты.

Как стало известно “РГ”, ГК “Прагматика” из Санкт-Петербурга еще в октябре приостановила закупку автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, до момента стабилизации курса валют с колебаниями в диапазоне 2-3 рубля в течение месяца. Доля параллельного импорта в структуре сети “Прагматика” составляет не более 3% от общего объема продаж машин, преимущественно это автомобили марки Kia. Параллельный импорт в ГК “Прагматика” намерены заменить автомобилями китайских брендов, поставляемыми официальными дистрибьюторами, поскольку в их арсенале есть широкий ассортимент моделей, доступные склады, хорошие маркетинговые предложения по кредитным программам и трейд-ин, а также гарантия на длительный срок, действующая на территории России.

Крупные автохолдинги продолжают продавать иномарки, ввезенные по параллельному импорту, но переходят на работу под заказ конкретного клиента

“Большие колебания курса валют приводят к удорожанию машин и длинным срокам продаж, что зачастую нерентабельно по некоторым моделям. Второй немаловажный фактор – это адаптация к новому утильсбору. Из-за его индексации на рынке появились автомобили с идентичными комплектациями, но с разницей в цене до 1,5 млн руб. Только после их реализации рынок начнет привыкать к новому уровню цен”, – рассказал “РГ” директор по развитию сети дилерских центров “Прагматика” Александр Шапринский.

В целом, по его оценкам, объем автомобилей, ввозимых по параллельному импорту, сократится как минимум на 20%, пока не стабилизируется ситуация с разбросом цен на рынке. Дальше всё будет зависеть от спроса и экономических факторов рынка.

ГК “Автодом” и ГК “АвтоСпецЦентр” также приняли решение о сокращении параллельного импорта новых автомобилей европейских премиум-марок в связи с сильным замедлением потребительского спроса на них. Для освобождения своих складов компания устроила распродажу машин, ввезенных по параллельному импорту: все цены на автомобили в продаже были пересмотрены, и предложены дополнительные выгоды при покупке в кредит и обмене в трейд-ин.

“Мы по-прежнему считаем, что премиальные европейские марки не имеют альтернативных предложений, и “Автодом” и “АвтоСпецЦентр” продолжают поставки автомобилей этого сегмента. Однако в дальнейшем с ростом стоимости параллельного импорта премиальных автомобилей из Европы спрос будет переориентироваться на другие сегменты. В связи с этим мы расширяем свою деятельность и добавляем официальные поставки китайских электромобилей и гибридных авто”, – сообщил “РГ” директор по маркетингу и цифровой трансформации ГК “Автодом” и ГК “АвтоСпецЦентр” Олег Кузнецов.

Другие крупные автохолдинги продолжают продавать иномарки, ввезенные по параллельному импорту, и отказываться от данного канала поставок пока не намерены. Об этом “РГ”, в частности, заявили в пресс-службах компаний “Рольф”, “Авилон” и Fresh. При этом некоторые дилеры меняют схему работы с “неофициальными” иномарками, привозя их только под заказ конкретного клиента.

“Несмотря на то что процесс ввоза автомобилей на территорию России из-за рубежа усложнился и стал дороже, наш маркетплейс продолжает оказывать услуги по доставке машин из Китая, Южной Кореи, Киргизии и Казахстана по заказам клиентов, так как для многих это остается единственной возможностью получить тот автомобиль, который они хотят”, – отмечает руководитель проекта “Заказ авто” автомобильного маркетплейса Fresh Владимир Ильичев.

В свою очередь, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ “Авилон” Ренат Тюктеев говорит, что на фоне имеющегося стабильного спроса в компании считают рентабельным продолжать поддерживать направление параллельного импорта, пусть и не в больших объемах.

“Мы как дилеры не осуществляем сам процесс доставки автомобилей по параллельному импорту самостоятельно. При этом мы, безусловно, продолжаем продавать данные автомобили, и у нас пока нет планов по глобальному сокращению ассортимента. Китайские бренды, безусловно, продолжают активно замещать собой ушедшие с рынка европейские, японские и корейские автомобили. Но при этом есть часть клиентов, которая делает свой выбор в пользу именно европейских марок, которые ввозятся по параллельному импорту, в том числе из Китая”, – рассказал Ренат Тюктеев.

После взрывного роста импорт сократится

По итогам октября в Россию было ввезено рекордное количество новых легковых автомобилей – 86,8 тыс. штук. За десять месяцев 2023 года поставки новых машин в нашу страну выросли в 4 раза и составили 546,8 тыс. единиц, сообщили эксперты агентства “Автостат” со ссылкой на данные АО “ППК”. При этом рост импорта происходит за счет дистрибьюторов брендов, официально представленных на российском рынке. А доля параллельного импорта в общих продажах новых легковых автомобилей находится в диапазоне 10-15%.

По мнению Владимира Ильичева, с учетом отказа ряда дилеров от ввоза автомобилей по параллельному импорту, а также изменений в условиях ввоза в следующем году доля поставленных по данной схеме авто в России может сократиться до 3%.

“Нельзя сказать, что это критично отразится на отечественном авторынке, так как параллельный импорт с самого начала не выполнил главной цели – избежать дефицита автомобилей в стране. Частично он закрывал потребности целевой аудитории премиального сегмента, и штучно – среднего и массового. Сейчас проблему нехватки автомобилей в стране, на мой взгляд, можно решить только наращиванием объемов собственного производства и повышением уровня локализации действующих зарубежных партнеров из дружественных стран”, – рассуждает Владимир Ильичев.

А вот независимый консультант индустрии “Автомобили и транспорт” Сергей Бургазлиев считает, что в целом параллельный импорт как временная мера сыграл свою роль в поддержании рынка, однако в связи с последними решениями правительства относительно ставок и условий уплаты утильсбора при ввозе автомобилей его объемы будут снижаться, и, следовательно, цены на импортируемые машины продолжат рост.

При этом крупные дилеры продолжат ввозить автомобили по этой схеме, и говорить о прекращении параллельного импорта преждевременно.

Таким образом, теперь параллельный импорт останется только под заказ. Объема в 13% рынка, который он занимал ранее, уже не будет, считают эксперты.