Городские власти заявили о возможности заключить концессионное соглашение по созданию и модернизации единой инфраструктуры общественного электротранспорта и оказанию услуг по перевозке пассажиров Ульяновска. Его инициатор — столичное ООО «Проектный офис «Айпика БиДи». Идея беспрецедентная – отдать весь городской транспорт и инфраструктуру (включая Центр управления городом, ЦОДД и УльГЭС) концессионеру, который вложит 40 млрд рублей в закупку нового подвижного состава, обновление сетей, строительство электростанций для автомобилей и многое другое. Все эти объекты могут передать в пользование частникам на 35 лет.

Мэр Ульяновска Александр Болдакин уже подписал «Распоряжение о возможности заключения концессионного соглашения по созданию, модернизации единой инфраструктуры общественного электротранспорта и оказанию услуг по перевозке пассажиров города Ульяновска с ООО «Проектный офис «Айпика БиДи» на иных условиях».

В мэрии Ульяновска пояснили, что это способ сделать перевозки горожан комфортнее. Назрел вопрос обновления транспорта и инфраструктуры – самому старому трамвайному вагону почти 50 лет:

— Модернизация общественного транспорта – вопрос высокозатратный. Необходимо приобрести новые трамваи, троллейбусы и электробусы, отремонтировать или заменить рельсы и электроподстанции, изменить организацию движения и провести множество других мероприятий. Это всё – колоссальная нагрузка нагрузка на бюджет. Концессия же — это создание, обновление или реконструкция государственного имущества за счет частного инвестора.

В наше распоряжение предоставили проект концессионного соглашения. Объем инвестиций на стадии строительства составит более 40 млрд рублей. Обещано, что это на 100% будут собственные и привлеченные средства концессионера, которым станет специально созданная проектная компания. Предполагается, что инвестиционная стадия будет длиться пять лет, эксплуатация — 30 лет, а срок концессии — 35 лет. Концедентом (тем, кто передаст право собственности на объекты) выступит администрация Ульяновска.

Концессионное соглашение предполагает, что городские власти передадут инвесторам в управление на 35 лет ряд объектов. Это автотранспортные предприятия (МУП «Ульяновскэлектротранс», АО «ПАТП-1», ООО «ПАТП-2»), подвижной состав (автобусы, троллейбусы, трамваи), троллейбусные и трамвайные пути и контактные сети, тяговые подстанции и сети, сопутствующая транспортная инфраструктура и земельные участки для инфраструктуры, маршрутная сеть городского транспорта, центр управления городом, транспортно-пересадочные узлы, депо и автостанции, инфраструктура городского освещения, элиминация, подсветка зданий, а также АНО «ЦОДД» (включая имущественный комплекс — светофоры), МУП «УльГЭС», комплекс программного обеспечения ЦУГ и ЦОДД, земельные участки под линейные объекты, инфраструктура платных парковок.

Договор предусматривает предоставление концессионеру возможности ведения коммерческой деятельности на этих объектах.

Каковы обязанности города по соглашению?

  • Предоставить в аренду земельные участки для строительства инфраструктуры.
  • Компенсировать проезд льготников и выпадающие затраты на дополнительную транспортную работу, выполняемую заказами, не предусмотренными установленными объемами концессионным соглашением.
  • Компенсировать строительство не предусмотренной соглашением инфраструктуры.
  • Ежегодно индексировать стоимость проезда на уровень официальной инфляции.
  • Перераспределять в сторону концессионера текущие бюджеты, относящиеся к объекту концессионного соглашения.
  • Частично покрывать расходы эксплуатации за счёт бюджетных, в том числе, социальных, расходов.

Что будет должен сделать концессионер (проектная компания)?

  • Привлечь проектное финансирование.
  • Обеспечить выполнение стандарта качества пассажирских перевозок и контроль оплаты проезда.
  • Обновить подвижной состав, построить транспортно-пересадочные узлы и электрозаправки.
  • Погашать лизинговые платежи за трамваи, троллейбусы, автобусы (электробусы) и освещение.
  • Построить новые трамвайные пути и контактную сеть, сделать капремонт уже существующих аварийных участков трамвайной и троллейбусной сети.
  • Установить новые «умные» остановки и модернизировать уже существующие в городе.
  • Модернизировать ЦУГ, ЦОДД, видеонаблюдение и фото-, видеофиксацию.
  • Расширить сеть городского освещения.
  • Также концессионер организует платные парковки, построит сети передачи данных и организует доступа в интернет на территории транспортной инфраструктуры,
  • Отдельный пункт договора для концессионера — «осуществление всех городских перевозок на условии монополии городского общественного транспорта».

По окончанию срока действия концессионного соглашения (через 35 лет) объекты должны будут передать городу.

— Пока идет обсуждение некоей системы, нюансы будут прописаны позже. Стоит задача перевести Ульяновск на экологичный транспорт, чтобы город вошел в первую тройку по удобству транспорту для жителей в стране. «Проектный офис «Айпика БиДи» выступит в этом проекте неким консорциумом, который объединит несколько компаний — финансовых, технических и так далее. В их числе — управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» – производителя наземного городского электрического транспорта из Беларуси. Эта компания уже участвует ув концессионном проекте в Нижнем Новгороде со своими трамваями. Первую рабочую встречу планируем провести в ближайшее время, в конце ноября – начале декабря, — пояснил Улпрессе представитель одного из участников проекта.

Ориентировочно для Ульяновска концессионер планирует закупить 100 трамваев и 50 троллейбусов, плюс в разы большее количество электробусов, которые свяжут два берега и будут курсировать по всем районам города.

В планах — начать реализацию концессионного соглашения в 2024 году.

— Проект сложный, поэтапный, требующий проведения исследования пассажиропотока и строительства необходимой инфраструктуры. Цель — чтобы в ближайшие 10 лет транспорт заработал на полную силу, а далее пойдет окупаемость проекта. Мы перенастроим потоки транспорта так, чтобы они полностью соответствовали пассажирским, чтобы они работали максимально эффективно. Например, синхронизируем их с работой крупнейших предприятий, аэропорта, автовокзала и прочего. Все это будет влиять на доход, — уточняют участники проекта.

Окупать вложенные средства планируется за счет “билетных и небилетных доходов” – непосредственно пассажирских перевозок и эксплуатации инфраструктуры для коммерческих целей. Например, использования в качестве рекламных площадок; коммерческого применения недвижимого имущества и так далее.

– Ульяновск – не Москва, и использование остановок для торговли, конечно, не будет приносить такой прибыли, как в переходах в метро в столице. Но нужно будет просто грамотно распорядиться всем имуществом, что позволит выйти на уровень окупаемости, – уверены участники проекта.

Столичное ООО «Проектный офис «Айпика БиДи» было создано в 2018 году с уставным капиталом 30 тысяч рублей. Руководит им Сергей Кармазин. В прошлом году баланс ООО составил 417 тысяч рублей, выручка – 0, чистая прибыль минус 4 тысячи рублей.

На сайте компании рассказывается о цифровизации регионов; в числе партнеров ООО значатся ульяновские НПО “Марс” и “КТЦ “Металлоконструкция” (гендиректор Андрей Щербина). Здесь выложена вся предыстория проекта: переговоры с ульяновскими властями «Проектный офис «Айпика БиДи» ведет с августа нынешнего года.

В СМИ компания названа “представителем Роснано”.