Законодатели предлагают ввести полный запрет на гаджеты на уроках, за исключением случаев, если что-то угрожает жизни и здоровью школьников и педагогов. Поправки, ужесточающие уже принятый в первом чтении резонансный законопроект, внесли в Госдуму председатель палаты Вячеслав Володин, главы всех фракций, другие депутаты и сенаторы. Уже сегодня их рассмотрит Комитет ГД по просвещению.
В первом чтении законопроект был поддержан 16 ноября. В изначальной версии документа прописывалось, что устройства связи дети смогут использовать в экстренных случаях, а также в образовательных целях. Теперь последнее исключение предложили убрать. Уточняется, что запрет на смартфоны будет действовать во время проведения учебных занятий при освоении общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Оставить в законопроекте возможность использования гаджетов только в экстренных случаях Вячеслав Володин предложил в ходе обсуждения законопроекта в первом чтении. “Если мы все видим, что нам надо запретить телефоны, давайте их запретим. Все иные ситуации обсуждать не будем, кроме экстренных случаев”, – сказал тогда он.
При этом он пояснил, что “если речь идет уже о применении каких-то технологий в обучающих процессах”, то эту тему целесообразно рассматривать отдельно. Изменения, говорил спикер, улучшат дисциплину, дети не будут отвлекаться на смартфоны. Кроме того, принятие закона повысит авторитет учителя и будет способствовать живому общению в классе. “Это важно, учитывая, что многие дети сегодня страдают настоящей зависимостью от мобильных телефонов и испытывают сложности с социальной коммуникацией”, – подчеркнул Володин.
Автор базовой версии законопроекта, глава профильного Комитета по просвещению Ольга Казакова еще до рассмотрения инициативы в Госдуме говорила, что школьники смогут, например, пользоваться фитнес-браслетами.
Почему предлагается ужесточить законопроект и убрать “образовательные цели” из списка исключений, в комментарии “РГ” объяснила первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. “Мы все видели обеспокоенность родителей по этому вопросу”, – пояснила депутат. – Игнорировать их мнение в таком вопросе, как образование и будущее наших детей, нельзя”.
По ее словам, родительское сообщество указывало, что есть опасность в нынешних формулировках. Лантратова также передала настроения педагогов – они порой просто боятся идти в класс. Она привела в пример такой случай: “Включают телефон, снимают видео, кидая разные предметы и оскорбляя учителя, провоцируя его на реакцию, доводя до слез и проблем с сердцем”. По ее оценке, табу позволит оградить учителей от неуважительного и оскорбительного поведения со стороны некоторых детей, провокаций и хулиганства.
Между тем ряд депутатов видят риски в новой версии документа. Так, во фракции “Новые люди” заявили, что в некоторых школах те же планшеты интегрированы в образовательный процесс и их надо разрешить использовать по решению родительского собрания. “Именно родители должны решать, запрещать детям в школе телефоны или нет”, – подчеркнул лидер фракции Алексей Нечаев. Поправки об этом также уже внесены.
Депутат из фракции ЛДПР Алексей Журавлев отметил в комментарии “РГ”, что следует оставить вопрос об использовании мобильных телефонов на усмотрении учителя, ведь “везде образовательный процесс строится по-разному”, и в ряде случаев “без гаджетов он и вовсе невозможен”. Хотя бесконтрольное использование мобильников и мешает получению знаний, но значение новых технологий в образовании забывать не стоит, добавил депутат. “В век цифровизации, наоборот, оснастить бы все классы компьютерами, а программу построить так, чтобы у школьников просто не было возможности отвлекаться, превратив, так сказать, минус в плюс”, – считает Журавлев.
Между тем ко второму чтению Вячеслав Володин и его коллеги внесли поправку и на другую тему – норму об обязательном уроке труда в начальных и средних классах школы. В случае принятия она может заработать с 1 сентября 2024 года. Такую поправку председатель Госдумы тоже анонсировал в ходе рассмотрения проекта о телефонах в первом чтении, отметив, что трудовое воспитание – неотъемлемая часть образовательного процесса. “Даже самый замечательный талант можно размотать и проспать потом на диване. Но, если человек трудолюбив, у него обязательно все будет хорошо”, – выразил уверенность спикер.
Быть или не быть мобильнику в школе? Всем ли учителям мешают телефоны на уроках? Вот что думают родители и педагоги.
Ксения Журавлева, мама семиклассника Александра:
– Эта поправка важна родителям. Не только дети “не слушают учителя и нагло играют в телефон”. Но и учителя, особенно замещающие, часто детям говорят “сидите тихо, поиграйте в телефон”. Этот педагогический костыль надо убирать. А еще бывает так: “У нас олимпиада, доставайте телефоны, заходите в свой профиль”. И всем все равно, что так глаза портятся, или что за трафик снимаются личные средства.
Валерия Парамонова, мама шестиклассницы Полины, Красногорск:
– С одной стороны, всем уже странно без телефона. С другой стороны, для детей хорошо оказаться в этой бестелефонной реальности хотя бы на полдня. Пусть формируются новые нейронные связи. Это история наоборот: нам, выросшим без телефона, пришлось осваивать цифровую среду, а они пусть осваивают аналоговую.
Павел Терехов, директор Президентского лицея “Сириус”:
– Если это предмет, на котором предполагается использование гаджетов или интерактивный урок с переходом по QR-коду, где можно оперативно посмотреть информацию, пройти тест или игровую практику, я не вижу в наличии телефона ничего плохого. Если же телефон создает проблемы и учителю, и ученику, это неправильно. Во многом от учителя зависит, насколько на уроке дети выполняют ту задачу, которую он им поставил. У настоящих мастеров мобильники если и будут использоваться, то только в практическом русле. А если на уроке скучно, я сам первым полезу в телефон.
Юлия Комарова, Балашиха:
– Сама идея о том, что ребенок не должен отвлекаться на посторонние вещи на уроке, правильная. Мы, взрослые, сами порой грешим тем, что вместо полезных и более важных дел, иногда “виснем” в телефонах, тратим время впустую. Но непонятно, как этот запрет будет выглядеть на практике. Будут ли применяться какие-то санкции к ученикам, нарушившим запрет, и их родителям? Что это могут быть за санкции? Вправе ли будут учителя отнимать телефоны перед уроком? Кто будет решать, как именно обеспечить выполнение запрета – местный департамент образования, директор школы, учитель? Все эти вопросы требуют официального ответа, иначе данный запрет чреват конфликтами в школах.
Екатерина Ефимова, мама учеников 2-го и 6-го классов, Москва:
– В целом идею поддерживаю. Но у моих детей в школе №1238 Москвы учебный процесс уже налажен таким образом, что дети сдают телефоны учителю на время урока (6-й класс) или просто не могут использовать во время всего учебного дня (2-й класс), включая перемены.