Последнее заседание бюджетного комитета ЗСО оказалось очень эмоциональным. В разгар обсуждения в областном парламенте вырубился интернет (у провайдера был технический сбой), из-за чего трансляция прервалась. Позже запись выложили в группе ЗСО ВКонтакте. Депутаты заседали более трех часов; в числе вопросов, которые вызвали бурное обсуждение, был рост коммерческих кредитов у региона, нехватка средств на важные статьи расходов, конфликтная ситуация с выделением земли для многодетных семей в Димитровграде и урезания ценной для страны лыжной трассы.

Министр имущественных отношений и архитектуры Михаил Додин озвучил основные параметры госпрограммы по управлению госсобственностью на 2023 год. Расходы — 38,9 млн рублей, доходы — 84,4 млн (с планируемым увеличением до 104 млн за счет получения арендных платежей и продажи земельных участков). Созданный в Ульяновске фонд поддержки участников СВО получит помещение, находящееся в ведении области, чтобы разместить там административную часть.

Депутаты уточнили у Додина, как идет процесс выделения земельных участков для многодетных семей. Министр уточнил, что в ближайшее время в поселке Октябрьский Чердаклинского района будет сделана планировка поселка для получателей этой льготы (пополам — для жителей сельского муниципалитета и Ульяновска). Город, по его словам, обещал в будущем году предусмотреть в бюджете 20 млн рублей для прокладки водопровода к участкам.

— 1500 земельных участков предусмотрены в Димитровграде, администрация делает планировку. Пытаемся учесть то, что здесь проходит биатлонная трасса и соблюсти интересны спортсменов и не сильно уменьшить количество участков. Если эти участки будут сформированы, очередь из многодетных в Димитровграде будет сведена к минимуму, — пояснил министр.

Депутат Рамиль Хайруллин высказался в поддержку земляков: биатлонная трасса, по его словам, уникальная, на ней можно полностью отработать все элементы соревнований для биатлонистов. Подобные спортобъекты в России — дефицит:

— Уже по федеральным каналам комментаторы рассказывают об уничтожении этой трассы, известные спортсмены готовы приехать в Димитровград, чтобы ее защитить. Действовать наотмашь, пускать ситуацию на самотек нельзя — нужно вникать в проблематику, учесть возможность развития, строительства трибун, раздевалок и прочего.

Глава минимущества пояснил, что этой историей он занимается уже три месяца:

— Изначально федералы передали городу этот земельный участок именно под многодетных, а трасса не была отражена в едином госреестре недвижимости. Сейчас проектировщик скорректировал проект, предусмотрел 10 метров охранной зоны. Спортсмены просят 300-метровую зону (защитную полосу леса — прим. ред.), но это очень много: выпадут 497 участков. Пытаемся найти компромисс.

К обсуждению подключился депутат Владимир Камеко: по его словам, «вопрос непростой, он вышел на федеральный уровень» и поинтересовался у Додина, с кем он ведет переговоры:

— Понимаю, что это вопрос Минспорта. Но если там не видят перспектив, пусть так и скажут: трасса не нужна. Если она нужна как площадка для развития большого спорта — покажите, какие мероприятия на ней могут проводиться. А вы «ни два, ни полтора». Дайте комментарии нормальные, чтобы мы сняли эту историю, а то она начинает набирать набатный звон на ровном месте.

Также депутаты высказали министру прочие замечания. Они попросили решить вопрос с областными объектами, которые каждый год ветшают и приходят в негодное состояние. Коммерческий интерес к ним низкий, а бюджетные средства на содержание тратятся. Вячеслав Ковель предложил рассмотреть вопрос передачи из федеральной собственности нужные региону объекты, которые могут приносить прибыль. Например, Кузоватовского и Лавовского конезаводов, пристани в Сенгилее (о ней шла речь на недавнем приеме у генпрокурора в Ульяновске). Додин уточнил, что Росимущество предпочитает реализовывать подобные объекты само, через аренду.

Сергей Моргачев предложил минимизировать количество помещений, которые облправительство арендует для министерств: «Может, они Гоголя начитались, им надо сократить «мертвые души», пересмотреть штаты и сократить затраты».

После выступления министра финансов Натальи Брюхановой, которая озвучила основные параметры бюджета региона во втором чтении, слово взял глава Счетной палаты Игорь Егоров. Он озвучил замачения к главному финансовому документу области:

— По нашему мнению, необходимо дополнительно выделить ассигнования на реализацию программы ТФОМС, оплату по исполнительным листам кредиторской задолженности медучрежений (по данным на 1 октября просуженная задолженность составляет 520 млн рублей, а заложено 100 млн). Также важно решить вопрос с задолженностью по концессионному соглашению с застройщиком «Волга-Спорт-Арены»: на конец следующего года, если не будет мирового соглашения о реструктуризации, она составит 719,7 млн, а закладывается в 2024 году 252 млн. 467 млн предложено погасить в 2025 и 2026 году, исходя из того, что мировое соглашение будет заключено, но это пока не сделано.

Также по словам Егорова, есть задолженность за железнодорожные перевозки (почти 100 млн, заложено 40 млн). За возмещение затрат по внутрироссийским перевозкам воздушным транспортом долг составляет 5 млн рублей, потребность на будущий год — 83,6 млн, в бюджете предусмотрено 33,4 млн. Не заложены ассигнования на достройку футбольного манежа и инфекционного корпуса детской областной больницы.

Сергей Моргачев поинтересовался у Натальи Брюхановой, почему у региона растет доля коммерческих кредитов и в целом задолженности:

— По данным на июль нынешнего года, объем госдолга у Пензенской области — 26 млрд, у Самарской области — 67 млрд, у Ульяновской области — 56 млрд рублей. Долговая нагрузка на одного жителя в нашем регионе — 41 208 рублей, в среднем по ПФО она не доходит до 30 тысяч.

Министр финансов объяснила, что последние годы темпы роста расходов превышали темпы роста доходов: в 2020 и 2021 году из-за пандемии, в 2022 году — из-за экономических санкций. Федеральный бюджет не дает регионам кредиты на уменьшение дефицита казны, приходится привлекать коммерческие средства, выпускать облигационные займы.

— Будет бюджет профицитный — будет меньше коммерческих кредитов. Нужно больше зарабатывать и сокращать долговую нагрузку, — пояснила Брюханова.

Также Моргачев спросил, почему регион не вошел в федеральную программу по обновлению парка автобусов, благодаря чему мог получить 500 млн рублей под 3% годовых.

— Нужна была адекватная финансовая модель, а у нас было непонятно: то ли ПАТП-1, которое банкротится, то ли другие ПАТП, — отметила министр.

Во время обсуждения было озвучено, что долг ПАТП-1 в общей сложности составляет 75 млн рублей (по 30 млн — налоги и лизинг, 15 млн — зарплата). В 2024 году Минтрансу выделено на субсидирование перевозок автобусами всего 10,1 млн. Министр транспорта Сергей Воронцов пообещал, что долг по зарплате будет точно закрыт: «есть резервные ресурсы», плюс свою долю в финансирование предприятия должен внести город.

Под конец депутаты обсудили передачу фонду «Флора и Лавра» четырех помещений Симбирского референтного центра (Агентства по ветеринарии) под приюты для бездомных собак — в Большом Нагаткино, Сенгилее и Тереньге. По словам Михаила Додина, это решение по апелляции. Депутат Виталий Кузин поинтересовался, соответствуют ли помещения всем требованиям для содержания животных. Министр ответил, что решение суда это подтвердило.