В Димитровграде продолжается противостояние местных властей и представителей спортивного сообщества. Первые активно «осваивают» Курчатовский лес — большую зеленую зону с вековыми соснами, которая служит буферной зоной от НИИАРа. Вторые борются за сохранение уникальной для региона лыжной трассы, способной принимать международные соревнования. Компромисс пока не найден. На днях лыжникам и биатлонистам перекрыли нормальные входы в лес: началось строительство новых домов и прокладка дороги к участкам для многодетных семей. Рассказываем подробнее.

Щебень вместо снега

7 сентября 2022 года в спорткомплексе «Нейтрон» провели общественные слушания по поводу вырубки леса на улице Курчатова. Тренер-преподаватель спортшколы «Старт», председатель федерации лыжных гонок Димитровграда Наталья Сурнина рассказывает: ей позвонили за час до мероприятия и рассказали, что собираются рубить вековые сосны.

— Прошло все формально: помещение маленькое, много людей не вместило, хотя подобные слушания, на мой взгляд, надо проводить в больших конференц-залах. Были теперь уже бывший мэр Александр Большаков, его зам Дмитрий Цивилев,д иректор городского Управления архитектуры и градостроительства Юлия Илюхина. Нам рассказали, что планируют вырубить сосны для строительства домов малой этажности. Люди высказались категорически против. Протокол по итогам нам не предоставили. Позже выяснилось, что, оказывается, участники слушаний согласились с этим проектом!

Эта история продолжилась на днях. На улице Курчатова есть две спортивные базы. В доме №12 располагаются лыжники — рядом с ними есть так называемый центральный вход в лес, который используют спортсмены, а также школьники близлежащих учебных заведений и горожане, практикующие ЗОЖ.

В доме №3 базируются биатлонисты: около них есть резервный вход в лесной массив, ведущий напрямую к лыжным трассам. Его также использовали и спортсмены, и горожане. В начале зимы, а также после снегопадов здесь заезжали «Бураны» и ратраки, которые прочищали дорогу до места занятий.

И внезапно оказалось так, что оба входа в лес оказались перекрыты. Около Курчатова, 3 огородили место для строительства тех самых малоэтажных домов, начали рубить лес. Биатлонистам оставили небольшой и неудобный проход между стройплощадкой и заправкой (детям пришлось идти на тренировку прямо через АЗС). Теперь «Бураны» и ратраки для расчистки снега здесь не проедут.

А вчера «обрадовали» лыжников.

— Несколько дней назад возле нас начались активности: ездили трактора, КАМАЗы привозили песок. Мы с детьми через все это пробирались. Со второй тренировки выйти успели, а лыжники, которые задержались в лесу до шести вечера, не успели. Из леса им пришлось выбираться по сугробам, потому что прямо у входа насыпали гору щебенки. Пройти теперь здесь невозможно, — говорит Наталья Сурнина.

Выяснилось, что здесь начали отсыпать дорогу к более чем 160-м расположенным неподалеку участкам для многодетных семей. Щебенку, конечно, рано или поздно уберут, дорогу разровняют. Но пока путь до лыжных трасс даже через центральный вход стал проблематичным и небезопасным. «А ведь мы отвечаем за жизнь и здоровье детей, которые ходят в наши секции», — поясняет тренер.

Получается, что сейчас для лыжников, биатлонистов и всех, кто катается на лыжах или совершает оздоровительные прогулки в зеленой зоне, вход в лес «заказан». Расчистить дорожки к трассам возможности нет, так как ратраки больше проехать к ним не могут. Тренировочный процесс сорван. А скоро начнется соревновательный период. В Курчатовском лесу проводят лыжный марафон, городские чемпионаты, вечернюю гонку. На ряд соревнований приезжают спортсмены из разных регионов страны.

“Не каждый Фуркад впишется”

Эта история — знаковое дополнение к противостоянию между лыжниками и местными властями. Напомним, в Димитровграде решили размежевать 1500 участков для многодетных семей на участке, где расположен лес с сертифицированными биатлонными трассами. Это ценный для нашего региона ресурс: на них где можно проводить соревнования международного уровня.

Министр имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Михаил Додин на недавнем комитете в ЗСО заявил, что власти «ищут компромисс»:

— Изначально федералы передали городу этот земельный участок (452 га — прим. ред.) именно под многодетных, а трасса не была отражена в едином госреестре недвижимости. Сейчас проектировщик скорректировал проект, предусмотрел 10 метров охранной зоны. Спортсмены просят 300-метровую защитную полосу леса, но это очень много: выпадут 497 участков.

Компромисса пока не получается.

–  В проекте Генплана Димитровграда уже появилась наша трасса, вернее часть трассы. Вместо Курчатовского леса появились «Зелёные насаждения» по 10 метров от трассы в обе стороны. По мнению администрации это и есть, то, что надо сохранить в современном облике города. Чиновники самовольно изменили траекторию трассы, изрезали её дорогами, отсекли верхние петли от нижних левых петель. Лесную зону в проекте предполагается оставить внутри трасс. Как в таком варианте могут сохраниться лыжные и биатлонные школы в Димитровграде? Как поддерживать массовый спорт в городе? Как прокомментируют спортивные чиновники Приказ Минспорта России № 649, норматив загруженности при длине лыжной дистанции в 2 км – не более 30 человек, 3 км – 40 человек; 5 км – 40 человек; 10 км – 50 человек? Как будут учитываться интересы 290 спортсменов школы «Старт»? Еще один важный момент: в «Материалах по обоснованию Генерального плана Димитровграда» от 2021 года сказано, что нехватка спортивных сооружений в нашем городе на открытом воздухе составляет более 50% от имеющихся. Несмотря на это, хотят ликвидировать существующие трассы, что приведёт к ликвидации лыжных и биатлонных секций, – говорит представитель инициативной группы димитровградцев Наталья Севастьянова.

Фото 1: проект планировки и проект межевания по версии администрации Димитровграда

По словам тренеров, «зелёные насаждения» в 10 метров по бокам трассы – «это издевательство, тем более над детьми и простыми горожанами». У профессиональных спортсменов есть экипировка, которая защищает от ветра, холода, дождя, снега, стоит она хороших денег. Простые горожане вряд ли ее приобретут, поэтому катаются на лыжах в тоненьких курточках, зная, что в лесу теплее: ученые доказали, что при лесной экосистеме от 90 метрах и более ветровые показатели снижаются к нулю. Также пока Курчатовский лес позволяет образоваться снегу раньше и сходить позже, чем в других соседних регионах, тому пример – календарные планы соревнований.

Фото 2: конфигурация сертифицированной трассы протяжённостью 7,5 км, интегрированной на карту местности в реальном её расположении.

Нижние левые петли – квалификация “мастер”, верхние петли – “профи”, правая нижняя петля – “начинающий спортсмен”. Они могут эксплуатироваться как вместе, так и независимо друг от друга, здесь можно проводить соревнования для спортсменов всех возрастов и уровней подготовки.

Это не просто трассы в лесу: они сертифицированы. В сентябре нынешнего года Федерация лыжных гонок России выдала официальные сертификаты и присвоила категорийность пяти трассам с указанием профиля. Две димитровградские лыжные трассы протяженностью 5 км и 3,3 км имеют первую категорию и пригодны для проведения соревнований уровня FIS.

– Чтобы наш алмаз засверкал бриллиантом в короне лыжно-биатлонных комплексов России, надо просто хотя бы разобраться, как наша территория может послужить стране, сколько необходимо вложений? К слову, до 2026 года действует федеральная программа по развитию биатлона, под которую выделяется финансирование, по лыжам есть аналогичная программа. Наши трассы обеспечивают подготовку спортсменов высших достижений, как лыжников, так и биатлонистов. Ну а завитки петель нашей трассы для мастеров спорта ого-го какие – на них не каждый «заморский Фуркад» в поворот впишется, – поясняет Наталья Севастьянова.

Димитровградцы не сдаются: они готовят массовое обращение к президенту РФ и пишут на прямую линию. К слову, среди тех, кто выступает за сохранение трасс и леса, есть многодетные родители, которых по сути сталкивают лбами с биатлонистами и лыжниками.

— Я сама с 1998 года катаюсь в нашем лесу, уже 25 лет. Знаю, сколько тут вложено труда. Очень не хватает современного комплекса (завидки в сторону Тольятти с их лыжной базой) и освещения. Силами наших ветеранов приводится в порядок база на Курчатова, 12. И все это неравнодушие простых людей. Наша семья многодетная, все мои дети вставали на лыжах в этом лесу. Да, мы тоже ждем участка, и это было бы неплохим подспорьем, нам расшириться. Но не такой ценой, не за счет леса, — прокомментировала многодетная мама Анна Табеева.

Поддержку спортивному сообществу выразила в открытом письме трехкратная олимпийская чемпионка, президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе, на ситуацию также обратил внимание во время прямого эфира с гонок спортивный журналист Дмитрий Губерниев.

В числе тех, кто встал на лыжи и впервые взял винтовку в руки именно в Димитровграде — Алексей Катренко (многократный чемпион мира по летнему биатлону среди юниоров и взрослых), Юрий Батманов (призер чемпионата Европы, победитель Кубка России), Надежда Частина (победитель и призер Всемирной универсиады, чемпионка мира среди юниорок, чемпионка России 2000-2002 годов), участница сборной России Анастасия Батманова. Наталья Сурнина была первым тренером Алексея Катренко, Анастасии Батмановой.

— В Димитровграде это, по сути, единственная лыжная трасса, на которой можно готовиться к соревнованиям, подготовительным сезонам, проводить межсезонье. Здесь тренируются и профессиональные спортсмены, и совсем маленькие. Лично я готовился на этой трассе к своим первым большим соревнованиям, перед Чемпионатом России, где взял медаль. Если ее снесут, биатлон и лыжи гонки просто вымрут в Димитровграде и в Ульяновской области. Это будет просто катастрофа, — резюмирует чемпион мира среди юношей 2014 года, призер чемпионата мира по летнему биатлону 2021 года Ярослав Костюков.