Для Ульяновска разработали новый вариант местных нормативов градостроительного проектирования. Документ уже раскритиковали на градосовете: его назвали сырым и недоработанным. Вопросы вызвал один из важных показателей, влияющих на комфортность проживания горожан, — количество парковочных мест у многоквартирных домов. Проект предполагает 0,6 машиноместа на одну квартиру (0,2 машиноместа для личных парковок и 0,4 машиноместа — для гостевых). Такая раскладка вызвала вопросы у архитекоторов. Рассказываем подробнее.

Как уточнила помощник губернатора по архитектуре Ольга Мельникова, заказчиком работы по актуализации местных нормативов градостроительного проектирования (МНГП) выступили ульяновские власти. Существующий ныне вариант был утвержден ещё в 2012 году, и по большому счету каких-то существенных изменений в этот документ давно не вносилось.

— Для городского уровня это действительно важный документ, его название раскрывает суть. Местные (то есть, городские) нормативы градостроительного проектирования устанавливают расчетные показали минимально допустимого уровня обеспеченности города объектами местного значения. Это школы, сады, иные объекты социальной и инженерной инфраструктуры, парковки и так далее. Документ решает конкретные задачи, его не нужно сравнивать с другими градостроительными документами, например, генпланом или ПЗЗ. Но все они работают так или иначе в связке. Генплан — про функциональное зонирование, но в его картах отражаются и объекты местного значения. Реализация генплана, а, значит, и объектов местного значения — прямая задача муниципалитета, — пояснила Мельникова.

МНГП разработала ИП Старостина Ю.Е.: муниципальный контракт был заключен 26 мая нынешнего года. Проект рассмотрели на градосовете. Что именно предложили разработчики?

За основу взяли перспективную численность населения Ульяновска по варианту стабилизации: к 2035 году – 650 тыс. чел., к 2045 году – 660 тыс. чел.

Приведем некоторые предложенные цифры.

Транспорт и парковки

  • Количество кольцевых велосипедных маршрутов в границах жилого микрорайона или района — 1.
  • Места постоянного хранения личного автотранспорта и временные и гостевые стоянки (парковки) для жилой застройки: 0,6 машиноместа на квартиру. Раскладка:
  • Количество личных парковочных мест для жителей — 0,2 машиноместа на 1 квартиру, столько же — на подземных парковках. Гостевые и временные парковки — 0,4 машиноместа на 1 квартиру.

При размещении на территории жилой зоны наземно-подземного закрытого гаража (гаража-стоянки) вместимость его подземной части не ограничивается, а наземной ограничивается до 300 стояночных мест.

Пример для жилой застройки:

Многоквартирный дом на 344 квартиры
Количество машиномест — 344*0,6 = 206.

Из них:
69 машиномест для постоянного хранения автотранспорта;
137 машиномест для временных и гостевых стоянок (парковок).

Для временных и гостевых стоянок (парковок) допускается размещение машиномест за границами земельного участка многоквартирного дома при одновременном соблюдении следующих требований:

  • не менее 55 машино-мест располагается в границах земельного участка многоквартирного дома;
  • до 82 машино-мест размещается на отдельном земельном участке, образованном для стоянки автомобилей (автостоянки), расстояние до которого не может превышать 150 м от земельного участка многоквартирного жилого дома (группы домов).

Радиус пешеходной доступности до парковок — 800 метров в зоне новой жилой застройки; 1000 метров — в зоне реконструкции.

Минимальное количество парковок для электромобилей — 1% от общего количества машиномест, но не менее одного места.

Количество парковочных мест у организаций:

  • Органы госвласти и местного самоуправления — 1 машиноместо на 200-220 кв.м. общей площади;
  • Коммерческо-деловые и офисные центры — 1 машиноместо на 50-60 кв.м., банки с операционными залами — на 30-35 кв.м.
  • Гипермаркеты — 1 машиноместо на 30-35 кв.м.
  • Торговые центры, супермаркеты — одно машиноместо на 40-50 кв.м.

Для примера: общая площадь «Аквамолла» — 92 000 кв.м., на парковке должно быть 2 300 машиномест.

  • Непродовольственные рынки — 1 машиноместо на 30-40 кв.м., продовольственные — на 40-50 кв.м.
  • ФОКи менее 1000 кв.м. общей площади — 1 машиноместо на 25-40 кв.м. (получается максимум 40 мест); более 1000 кв.м. —1 машиноместо на 40-55 кв.м.
  • Пляжи — 15-20 машиномест на 100 единовременных посетителей.

Количество мест в различных заведениях и учреждениях

  • Дошкольные учреждения — 45 мест на 1000 жителей.
  • Школы — 101 место на тысячу жителей.
  • Бюджетные места в вузах — 800 на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет.

Количество заведений в зависимости от количества жителей

  • 1 библиотека на 20 тысяч человек
  • 1 театр на 500 тысяч человек
  • 1 поликлиника на 20 тысяч человек
  • 1 детская поликлиника на 10 тысяч детей
  • 1 стоматологическая клиника на 100 тысяч человек (детская — на 20-50 тысяч)
  • 1 участковая больница на 5 тысяч человек
  • 1 городская больница на 20 тысяч человек
  • 1 станция скорой помощи на 50 тысяч человек.
  • Кладбище — 0,24 га на каждую 1000 человек.
  • Озеленение в местах общего пользования — 10 кв.м. На 1 человека.
  • Общественный туалет — 1 унитаз или 2 писсуара на 500 человек (радиус обслуживания 750 метров).
  • Магазины — 280 км метров торговой площади на 1 тысячу человек.
  • 40 мест в кафе и ресторанах на 1 тысячу человек.

Ольга Мельникова назвала этот проект «сырым»:

— Как и любой градостроительный документ, МНГП содержит основную (утверждаемую) часть,  где фиксируются расчетные показатели обеспеченности, материалы по обоснованию, которые в представленном проекте по факту отсутствовали и третий блок – правила и  область применения  расчетных показателей. То есть, мало задать расчетный показатель того или иного  параметра, нужно обосновать  почему предлагается установить именно такой показатель или почему его предлагается изменить до таких-то  пределов, плюс пояснить как устанавливаемые показатели правильно применять и в каком случае. Представленный городом проект действительно получился сырой, потому что как минимум не содержит вышеуказанные части в полном объеме.

Также, по ее мнению, разработчики слабо проработали и вопрос обеспечения машиноместами:

— К предлагаемым параметрам есть вопросы: в представленном проекте расчетный норматив  приобъектных и гостевых парковок превышает постоянный паркинг. Но мы понимаем, что людей, живущих в МКД и пользующихся паркингом на постоянной основе, больше чем людей, которые приедут к ним в гости или за услугами в  первых нежилых этажах.

С ней согласились и другие члены градосовета. Разработчика попросили доработать документ и дополнить проект МНГП предложениями по нормированию параметров природно-рекреационного комплекса Ульяновска, по обеспечению жителей МКД придомовыми территориями и территориями озеленения общего пользования.