Ульяновский общественник Дмитрий Тарасов безуспешно пытается выяснить, как будет выглядеть рекультивированная Винновская роща после завершения всех работ. Напомним, недавно выяснилось, что подрядчик, занимающийся ликвидацией последствий загрязнения нефтепродуктом в ООПТ, нашел еще 17 родников, которые также нужно «заковать» в бетон. Проект продлили на 2024 год, когда он завершится — неизвестно, равно, как и сколько федералы выделят на него средств. Экологи и активисты боятся, что раскуроченной зеленая зона останется надолго, из-за чего потеряет свою главную ценность, как особо охраняемой природной территории.

Дмитрий Тарасов тщательно изучил документы, в которых есть отсылка на некий «дизайн-проект», по которому в Винновской роще, после завершения всех работ, должны установить «малые формы (скамейки, мостки и мостики)». Что это такое — неизвестно.

О дизайн-проекте не знает и член Общественной палаты региона, эколог Лев Левитас, который, в числе прочих, контролирует работы. Он пояснил Тарасову, что «какая-то программа есть», но о конкретном плане он ничего не знает. Дмитрий побывал в минприроды, оставил заявление на вступление в штат общественных инспекторов (его сильно уменьшили, теперь там около 50 человек). И попытался выяснить подробности насчет дизайн-проекта у экс-замминистра природы Романа Кирпичникова.

— Он также ответил, что не видел такого документа. Работы в роще продолжатся в будущем году, траву, которую планировали высадить на обновленном грунте, также засеют только весной. На мой взгляд, всем все равно, как будет выглядеть Винновская роща, никто об этом не думает. Уже привычной в каждом ведомстве, в которое я обращаюсь, становится фраза «Это не ко мне». Один кивает на другого, — пояснил Тарасов.

Напомним, изначально, когда проект только обсуждался, было заявлено, что завершающий этап проекта рекультивации должны будут произвести осенью 2023 года: «Это высадка зеленых насаждений и высев типичных для рощи трав. На всех этапах обеспечен регулярный контроль со стороны профильных ведомств, внимательно следить за работами продолжат и горожане».

Михаил Загородников обещал, что «временная дорога будет представлять собой слои из водонепроницаемой пленки, песка и бетонных плит, после вся эта конструкция полностью убирается». Планировалось проложить «хоть какие-то подъездные дороги, чтобы обслуживать очистные». Также предлагалось «порубить в щепки бурелом и отсыпать им дорожки, чтобы людям было удобнее гулять». Пока ни о каких дорожках, отсыпанных щепками, речи не идет. Роща раскручена.

Фото Дмитрия Тарасова

Ноябрь

Декабрь

Этой осенью, вопреки заявлениям экс-министра природы Гульнары Рахматулиной, стало известно, что вовремя (до 15 ноября) работы не закончат из-за слишком «мокрой» осени. В октябре члены Общественной палаты Ульяновской области возмутились, что высадку травяного покрова будут проводить уже глубокой осенью.

— Давайте включим здравый смысл и не будем выбрасывать семена «по снегу» только для того, чтобы выполнить условия контракта! Мы выступаем за то, чтобы перенести высаживание семян на весну. Это позволит сэкономить денежные средства», — заявил тогда Лев Левитас.

Работы действительно перенесли: в «Ульяновскоблстройзаказчике» заявили, что в декабре засыпать новый грунт и сажать траву не будут, хотя минприроды настоятельно требовало это сделать. Но что за дизайн-проект, по которому должны обустроить рекультивированную Винновскую рощу, так никто и не знает.

К слову, в проекте также прописана «посадка в русле ручья от декоративного водозабора до водоема на дно, склоны и берега растений-оксигенераторов и декоративных растений».Растения-оксигенераторы вырабатывают кислород, освобождая его в воду в процессе фотосинтеза, и помогают установить биологическое равновесие в водоеме. Это роголистник, элодея, рдест, улотрикс и многие другие. Возможно их называют «травой», но пока в конкретных планах такие растения не проговаривались.

Отметим, что еще в 2022 году кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры зоологии УлГПУ, орнитолог Михаил Корепов прогнозировал, что работы очисткой 33 ручьев могут не ограничиться:

— Нам никто не гарантирует, что нефть не просочится где-то в другом месте. В результате, не устранив причину болезни, мы можем получить две проблемы: нарушить экосистему и допустить новое загрязнение.