Со дня повышения проезда в Ульяновских маршрутках прошло три месяца. Перевозчики и городские власти, одобрившие подорожание, руководствовались повышением комплектующих, ГСМ и прочих расходов. Ульяновцы надеялись, что с ростом стоимости билетов улучшится и качество предоставляемых услуг. Однако пока ожидания не оправдались: горожане по-прежнему жалуются на несоблюдение графика движения, хамство водителей, тесноту и некомфортность маршруток.

Статистику, сколько именно маршруток и автобусов стали участниками ДТП, в региональном управлении ГИБДД не ведут: «Не хотим быть предвзятыми, а потому информацию не разделяем». В этом году в Ульяновске было несколько серьезных ЧП с маршрутками. В апреле в Заволжье водитель ГАЗели не справился с управлением и врезался в стоящий у обочины илосос — пострадали три пассажира. В том же месяце серьезная авария произошла на перекрестке Ефремова и Отрадной — ее участниками стала маршрутка и два автомобиля, за медпомощью обратились девять человек.

В октябре на Урицкого столкнулись микроавтобус и кроссовер — виновником признали водителя маршрутки, который не выбрал безопасную дистанцию. Шесть человек обратились к медикам с травмами различной степени тяжести.

Проверки работы маршрутных такси проводят городские власти. Раньше мэрия публиковала «черные списки» перевозчиков, которые отличились злостными нарушениями (не соблюдали графики движения). За восемь месяцев 2023 года провели более 80 проверок работы общественного транспорта, составили 51 акт, 40 претензий и 11 протоколов. Сейчас «черных списков» нет. Их составляют сами ульяновцы в соцсетях.

Вот какие отзывы мы собрали всего за три недели декабря.

«Водитель в 52 маршрутке, около ТЦ ЗАРЯ отказался принимать оплату по безналу, других средств оплаты не было , сказал выйти из маршрутки и ждать следующую. Я спросил номер телефона для перевода денежных средств в ответ получил отказ , начал спрашивать номер начальника — в ответ получил: «Давай номер своего начальника, посмотрим как вы работаете». Что, тем, кто не держит наличные, пешком ходить?»

«Простояли на морозе 30 минут, ждали маршрутку 50 на конечной на улице Ефремова. Подъехала одна к будке с диспетчером и уехала, видимо, на обед. После неё никто не приезжал, люди просто разворачивались и уходили. Безобразие, 50 маршрут более чем востребованный. Раньше маршрутки стояли в очереди на конечной и каждые 5-10 минут выезжали , теперь же его не дождаться!»

«Пришлось устроится на работу в Озон на Ефремова. Дотуда ходит 93 маршрутка, которая не ходит от слова совсем. На работу я иду пешком 4 остановки, после работы в 21 я тоже иду 4 остановки пешком. Низ живота, ноги и спина не передать словами, как болят. Хочу до властей или служб, кто этим занимается, донести, чтоб пустили нормально 93 маршрут, а ещё лучше, верните и маршрутку 3. Очень многие жалуются, что Ефремова совсем одичала, отсюда вообще не уедешь и не доедешь, если нет личного транспорта!».

«Утренние впечатления: трамвая ждала недолго на Ж.Дивизии, он был полупустой, но в нём наледь на стёклах была внутри, изо рта при дыхании шёл пар, ноги застыли, пока доехала до места. Обратно добиралась в тёплой, набитой до отказа маршрутке. Что лучше, не могу понять».

«Маршрутки — это унижение личности».

«То, что маршрутки порой не соизволят на остановках останавливаться, еще газу прибавят — это норма? 42 маршруту «нота протеста»!»

«Может я одна такая, кто за транспортом на картах следит, но это реально упрощает жизнь. Если я вижу на карте приближающийся трамвай, я выберу его вместо маршрутки».

Троллинг от «Ульяновскэлектротранса»

«В нормальных городах ездят автобусы! В часы пик с интервалом 10 минут. Маршрутки — удел нищих городов».

Есть, кстати, и те, кто маршрутные такси защищает:

«Не будет маршруток, город встанет. Вопрос с общественным транспортом зашёл в тупик. ПАТП в провале, трамваи тоже все лето с рельс улетали… Как народ на работу добираться будет? Вопросы дисциплины решать нужно, но маршрутки убирать пока рано».

По словам и.о. руководителя МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Играмудина Эмирова, его сотрудники ведут ежедневный контроль работы маршруток. Чиновник заверяет, что сейчас нарушений графика вечерних поездок, как было раньше, практически нет: до 22.00 можно спокойно уехать из правобережья на левый берег, или из центра в дальнее Засвияжье или Киндяковку.

— Если нарушения графика и происходят, то по не зависящим от перевозчиков проблем: невовремя почищенных дорог, аварий, ремонта коммуникаций и прочего. Мы ежедневно контролируем это: поступает, предположим, сигнал, что пассажир не может уехать с Заречной. Связываемся с заявителем, выезжаем. Но из практики сейчас даже в пиковое время можно уехать в течение 10-15 минут, с учетом заторов в это время, такое допустимо, — говорит Эмиров.

Скрин последней новости с сайта МКУ

Перевозчики, по мнению и.о. руководителя МКУ, стали более дисциплинированными. Но пока еще остается человеческий фактор: пассажиры жалуются на хамское поведение водителей.

— Не сказать, что все водители поголовно нарушают дисциплину, но из-за напряженной работы бывает, возникают нюансы. В этом случае мы индивидуально работаем с перевозчиками. Эти случаи попадают под закон о правах потребителей, когда услуга оказана некачественно. Кроме этого, ульяновцы высказывают претензии к вместимости маршруток. То есть сейчас речь идет уже о запросе на комфортные перевозки, — поясняет Играмудин Эмиров.

Также он отметил, что все чаще начали жаловаться сами перевозчики — например, «Ульяновскэлектротранс» — на водителей легковых автомобилей, которые перекрывают им движение, из-за чего сбивается график. Самой проблемной в этом плане считается улица Радищева, где припаркованные на несколько сантиметров ближе к трамвайным путям автомобили могут надолго парализовать движение электротранспорта.

В целом, по словам и.о. руководителя МКУ, сейчас от горожан поступает 3-5 жалоб на работу общественного транспорта в месяц: «С учетом того, что ежедневно у нас по городу курсируют 500 автобусов, это очень мало».

На днях мэр Ульяновска Александр Болдакин встретился с городскими перевозчиками.

Как уточнил глава города, стороны «честно и открыто обсудили целый ряд проблем, требующих порой непростых решений».

— Они характерны как для «УЭТ» и ПАТП-1, так и для частников. Это нехватка водителей и кондукторов, подорожавший подвижной состав, запчасти, ГСМ. Есть вопросы с кредитованием, страхованием и даже безопасностью водителей, где требуется содействие различных органов власти, — рассказал Болдакин.

Городские власти разъяснили все моменты с нашумевшей в СМИ историей о концессии, в которую «якобы планируется передать всю сферу общественного транспорта»:

— Убедили перевозчиков, что никто их с этого рынка выдавливать не намерен и им нужно продолжать работать. Им нужно только выполнять свои обязанности: соблюдать расписание, обеспечивать необходимое количество автобусов, трамваев и троллейбусов на маршрутах, особое внимание уделять часам пик, а также обеспечить выход транспорта в вечернее время, на корню пресекать грубость со стороны водителей, следить за исправностью транспортных средств и чистотой салонов. Со своей стороны мы обязаны усилить не только контроль за указанными обязательствами, но и качество обслуживания улично-дорожной сети, особенно в зимний период, до конца внедрить «Зелёную волну» на наших светофорах, строить новые дороги и мосты, развивать сеть электротранспорта, — уточнил мэр.

По его мнению, в имеющихся экономических условиях, работу перевозчиков можно оценить как «удовлетворительную»: «С большим трудом, но они соблюдают социальные обязательства перед своими коллективами, обновляют подвижной состав – в этом году один из них закупил в лизинг 60 автобусов (помимо приобретения за бюджетный счёт 50 автобусов для ПАТП-1)».