В 2024 году отрасли образования в регионе выделяют 21 млрд рублей, это больше, чем в 2023-м. Жизнь расставляет свои акценты: впервые 360 млн рублей направят на охрану школьников, заложены средства на три новых технопарка “Кванториум”, ремонт девяти школ. Остаются и проблемы: свободные вакансии,  работа с детьми, которые не говорят по-русски. Что ждет систему образования в 2024 году? Поговорили с министром просвещения и воспитания Ульяновской области Натальей Семеновой.

– Уходящий 2023 год был Годом педагога и наставника. Какие результаты достигнуты, чем может похвастаться наш регион?

– За этот год в регионе было проведено более 500 мероприятий с акцентом именно на Годе педагога и наставника. Остановлюсь на самых интересных. Мы провели чемпионат региональных учительских команд. В этом году к нам приезжали 20 команд из учителей из разных субъектов Российской Федерации. Это командный конкурс, аналогов ему в России нет.

Далее – конкурс «Лучшая педагогическая династия». Инициатива родилась на территории нашего региона, но, что еще важно, наш регион предложил Кубок для награждения «Лучшей династии страны».  Нас поддержали в федеральном министерстве, и мы изготовили кубок из нашего камня, симбирцита. В настоящее время  он находится в министерстве, но в конце декабря мы этот кубок вручим той педагогической династии, которая победит.

Следующее яркое и важное мероприятие – это филателистическая выставка, которая была посвящена Году педагога и наставника. Посетили ее более десяти тысяч наших жителей, и в рамках этой выставки была издана маркированная открытка с памятником учителю, которая находится буквально в нескольких метрах от министерства. Причем эта открытка сразу попадает во все почтовые каталоги мира, то есть мир будет знать, что у Ульяновской области есть памятник в знак уважения труда учителя.

В Год педагога и наставника мы открыли большой лицей ядерных технологий в Димитровграде на 1101 место. Это уникальный лицей, оснащенный современным оборудованием. Условия современные, комфортные, есть абсолютно все для работы учителя. У нас появился детский технопарк «Кванториум» на базе гимназии № 6. Кроме того, мы открыли IT-куб на базе Ульяновской школы № 74, а еще 38 новых центров точка роста, 4 спортивных зала, 12 школ, оснащенных спортивным оборудованием.

Какое будущее ждет систему образования региона в 2024 году?

– Мы рады, что на 2024 год бюджет отрасли образования увеличился, сейчас он составляет около 21 миллиарда, это чуть больше, чем в прошлом году. Мы продолжаем реализовывать национальный проект «Образование». Для развития дополнительного образования в 2024 году будет создан еще один куб и три технопарка-кванториума, где дети смогут заниматься различными исследованиями, программированием. Мы продолжим работу по капитальному ремонту учреждений. Будут идти и ремонтные работы: в шести школах планы по ремонту уже подтверждены с одногодичным сроком исполнения работ, в трех – с двухгодичным.

– Возвращаясь в 2023 год: наверное, еще не было года в России, когда система образования сталкивалась с настолько серьезными вызовами в сфере безопасности. Тут и иностранные спецслужбы, и нападения на школьников с оружием… Как обеспечивается безопасность школ региона сейчас? Насколько я знаю, на эти цели впервые выделены беспрецедентные средства.

– Вы совершенно правы, впервые на три года была выделена сумма 360 миллионов на обеспечение безопасности образовательных учреждений. Мы собрали информацию в разрезе каждой школы, каждого муниципального образования: что необходимо подправить, заменить, установить заново. Приходится констатировать, что в некоторых школах нарушено периметральное ограждение, где-то требуют обновления системы оповещения.

Что мы уже сделали? У нас в каждой школе установлена тревожная кнопка. В каждой, 100%. В 2023 году на безопасность школ было выделено около 50 миллионов, работы уже проводятся, в 2024-м будет 150 миллионов, в 2025-м – оставшаяся сумма. Если в ходе работ потребуются дополнительные средства, они точно будут обеспечены.

Что еще очень важно? Важна работа сотрудников охранных предприятий. Чтобы их работа не давала сбоев, мы проводим учения и инструктажи с привлечением Росгвардии, МЧС: они детально объясняют, как действовать в той или иной ситуации.

– Еще одна вещь, которую начали обсуждать совсем недавно, это полный запрет смартфонов в школах…

– Лично моя позиция: смартфоны действительно мешают на уроке, но абсолютно отказаться ребенку от смартфона вряд ли возможно. Поэтому мы считаем, что на переменах ребенок может позвонить, сообщения отправить родителям, если в этом есть необходимость. В ряде школ уже создаются шкафчики, куда ребенок кладет свой телефон и идет на урок. Возвращаясь с урока, он может этот телефон взять и им воспользоваться. Но то, что смартфоны, гаджеты мешают на уроке, это точно. Они мешают и ребенку, потому что он отвлекается от учебной деятельности, и учителю, который дает знания.

– Еще один злободневный вопрос: из разных регионов России, в том числе из муниципальных образований Ульяновской области, учителя жалуются на рост числа детей, не говорящих по-русски. Есть ли алгоритм решения проблемы?

– Речь идет о детях мигрантов. Если посмотреть по годам, в 2022 году количество таких деток было чуть больше 700, в этом году их чуть больше 600. То есть больше их не становится, но вместе с тем те дети, которые проживают у нас на территории, обучаются в наших школах. Мы не можем лишить ребенка образования. Проблема есть. Часть детей плохо говорят по-русски. Мы создаем в школах группы дополнительного образования по русскому языку для таких детей. Есть другая сторона вопроса. Учитель должен уметь работать с этой категорией детей. И для этого у нас при педагогическом университете созданы курсы уже для учителей.  Коллеги из федерального Министерства просвещения разработали методические рекомендации.

Нужно, чтобы работа с этими детьми не помешала учебе детей, которые говорят по-русски свободно. Для этого нужно стирать эту грань. Для этого –  группы.

И если посмотреть сейчас в разрезе муниципалитетов, то в Ульяновске организовано 6 таких групп, в Димитровграде – 5, Цильнинском районе – 3, Радищевском и Мелексесском – по одной.

Но каких-то острых вопросов между детьми мы пока не фиксируем, и это нас очень радует.

– Острая проблема системы образования региона – кадры. Вы неоднократно поднимали ее на штабе по развитию региона. Как она решается сейчас?

– Мы буквально на прошлой неделе провели анализ в разрезе каждой школы по региону. Сейчас в школах открыто только два с небольшим процентов вакансий. Это немного, но тем не менее проблема есть – для ее решения используются механизмы внутреннего и внешнего совмещения.

Я думаю, есть еще один важный ресурс – студенты педагогического университета. Если студент работает в школе, он понимает, что он выбрал, куда он дальше пойдет. Это мотивированные люди. Этот ресурс мы тоже используем.

–  Еще одно нововведение этого года, глобальное изменение, коснувшееся всей системы образования, это изменение учебных программ. С этого года введен единый учебник по истории. Сейчас идут дискуссии о том, что в скором времени будут единые учебники по всем предметам…

– Действительно, этот вопрос обсуждается. Мы ожидаем обновления. Новый учебник истории я сама читала. Это правдивая работа. Нам ведь важно, чтобы дети знали правду об истории, неискаженную. Поэтому именно учебник истории появился первым.  И последующие ожидания наши по обновлению связаны с адаптацией материала под современные требования.