Никак не получается быстро завершить тему о Симбирской / Ульяновской городской электростанции, ныне УльГЭС, и совсем не получается сделать это коротко. Думал, что 2-я часть станет заключительной. Но нет, будет ещё одна. Да и то в самом сжатом виде. Ссылка на альбом с фотографиями будет в 3-й части.
Конечно, эти заметки нельзя назвать историей электростанции. Чтобы ознакомиться с описанием всего долгого пути предприятия, лучше всего прочитать книгу «УльГЭС: путь длиною в век» (под ред. К.В. Егорова, Ульяновск, 2012). В ней подробно рассказывается об истории электростанции / УльГЭС за всё время её существования, с датами, цифрами, именами и большим числом фотографий. Издание есть во Дворце книги. Не знаю, существует ли электронная версия.
А здесь – лишь отдельные сведения о работе электростанции, о состоянии городской электроэнергетики в то время и о существовавших планах её развития. Эти планы не имеют прямого отношения к городской электростанции, но само их появление весьма показательно. Трудно было в 1910-е гг. предвидеть такой рост потребностей в электричестве.
В 1-й части речь шла о строительстве здания электростанции. Добавим к этому немного о технической стороне дела. Поставка, монтаж, регулировка оборудования производились фирмами «В.Г. Столль и К°», «Эриксон», «Шуккерт и К°» и др. Два дизель-генератора фирмы «Сименс и Гальске» обеспечивали общую мощность станции в 530 квт. Затраты города на строительство электростанции составили 350 тысяч руб., из них на оборудование 70.000.
Комиссия, принимавшая установленное оборудование, в акте от 3 января 1913 г. записала: «Вся установка спроектирована весьма рационально и выполнена очень тщательно из материалов лучшего качества. Машины и приборы новейших систем […] работают безукоризненно».
Большой вклад в проектирование и техническое оснащение электростанции внёс городское инженер Владимир Иванович Воронцов-Вельяминов. Собственно, и сама городская электростанция появилась благодаря его настойчивости. В справочной книге об Ульяновске 1927 г. «Наш город» (глава «Коммунальное хозяйство», А.Н. Скринский, с. 90-92) говорится: «Идея станции принадлежит инженеру Воронцову-Вельяминову, который сумел отстоять проект самостоятельной станции в противоположность другому проекту, выдвигавшему станцию при водопроводе…».
Городская управа не сразу приняла предложение В.И. Воронцова-Вельяминова, но после окончания строительства он получил награду в 1.000 руб. за отстаивание интересов города, проведённую работу и в возмещение расходов на поездки в другие городам для ознакомления с устройством и эксплуатацией электростанций.
В 1914 г., после завершения работ по оборудованию электростанции и водозабора на Свияге, В.И. Воронцов-Вельяминов был приглашён городской думой Иваново-Вознесенска, чтобы там возглавить работы по созданию водопровода. В этом городе он работал и жил до смерти в 1963 г. За свои заслуги Владимир Иванович получил в подарок от города дом, а в 1925 г. был награждён орденом.
Симбирскую электростанцию открывали 1 (14) января 1913 г. – под звуки военного оркестра, в присутствии руководства губернии и города, при большом скоплении публики, привлечённой долгожданным событием. 2 сентября газета «Симбирянин» писала: «Эффектным светом озарился беломраморный щит, а через несколько секунд по громадному белому залу разлилось море света. Зал разразился овациями, загремел хор трубачей, понеслись поздравления. Зал наполнился торжественным шумом. Среди звонов бокалов шампанского, среди шума поздравлений не слышно было хода громадных машин».
По утверждённым городской управой тарифам плата за один киловатт-час составляла 25 коп. Поначалу число лампочек в городе составило 4 тысячи. Многие сомневались и раздумывали: а стоит ли? Но пример соседей действовал заразительно. К осени 1913 г. число лампочек увеличилось до 12.000, а к началу следующего года – до 16.500.
Первое время свет горожанам давался с 6 часов вечера до 3-х часов ночи. Вскоре по предложению городского головы Л.И. Афанасьева время продлили до 7 часов утра. Мощность станции оказалась выше ожидавшейся, и излишки энергии стали поставлять для освещения магазинов, кинематографов и учреждений.
Осенью 1918 г. электростанция, как и всё коммунальное хозяйство города, остановилась. Некому было работать. Многие специалисты покинули Симбирск с отступавшими войсками Комуч; часть квалифицированных рабочих была на фронте; кто-то выжидал, не спеша работать на новую власть. Но свет и вода нужны людям независимо от политических ветров. В этой сложной ситуацией Феофан Евтихиевич Вольсов собрал немногочисленных оставшихся специалистов и принял на себя руководство всем городским хозяйством. Городской Совет наградил Ф.Е. Вольсова почётной грамотой, именными часами и денежной премией.
Интересно привести для сравнения данные на 1927 год из книги «Наш город»: «Пока станция обслуживает 2.711 владений. За истекший год выработано энергии 1.410.991 к. ч. [киловатт-час]
[…] В истекшем году станция работала с максимальной нагрузкой в 379 к. Для уличного освещения установлено 132 столбовых и 767 домовых фонарей. Всего лампочек в городе 13.877 шт. Для промышленных целей на 11 моторов отпущено за год 24.032 к. ч., на водопровод 392.572 к. ч., на освещение улиц 54.923 к. ч., освещение помещений 662.537 к. ч. Отопляется станция нефтью. […] Доход за 1926/27 год – 256.205 руб., расход – 147.435 руб. Предположенная прибыль – 108.769 руб.». Как видим, со времени открытия станции показатели мало изменились, а число потребителей (лампочек) даже уменьшилось.
Модернизация электростанции велась. В 1920-е гг. в машинном зале установлены 4 новых дизель-генератора «Поляр» мощностью 400 лошадиных сил (около 300 квт) каждый. В 1933 г. проведена реконструкция здания и расширен машинный зал. В 1939 г. на месте демонтированного дизель-генератора установлен новый мощностью 560 квт. К 1943 г. общая мощность станции составила 2000 квт. (в 1913 г. – 530 квт).
Довоенный Ульяновск менялся мало и медленно. Население оставалось небольшим, крупных предприятий почти не было, а потому и электроэнергии требовалось немного. Хотя, возможно, всё обстояло наоборот: Ульяновск не привлекал внимания наркоматов для размещения больших заводов, поскольку не имел для них достаточной энергетической базы. 21 сентября 2021 г. в группе была размещена статья Виктора Дымченко «Электроэнергетика и застройка Ульяновска в 1920-1930-е гг.», представленная на проводившийся тогда конкурс работ читателей. В ней автор отстаивает именно такое мнение и достаточно убедительно доказывает его цифрами, фактами, с использованием ряда источников.
В 1939 г. потребности города в электроэнергии удовлетворялись менее чем на 40% (ГАНИ УО. Ф. 13, Оп. 1, Д. 1708, Л. 14). Нехватка отчасти компенсировалась линией электропередач от завода им. Володарского по волжскому мосту. Но и этого было мало. Видимо, все возможности модернизации на прежней базе были уже исчерпаны. А позволить себе строительство новой электростанции Ульяновск, утративший в 1928 г. статус губернского города, уже не мог.
Рассматривались альтернативные варианты получения энергии. Один из них – использовать разницу в уровне воды Свияги и Волги. В 1920-1930-х гг. много писали о «Свиягострое». Возникла эта идея намного раньше, ещё до революции. 19 октября 1918 г. (через месяц после взятия Симбирска) на заседании инженеров в Симбирском совнархозе обсуждались планы строительства канала между Свиягой и Волгой и сооружения на нём плотины и гидроэлектростанции. Намечалось турбину заказать за границей, электрооборудование на заводе «Динамо», а канал и здание ГЭС построить местными силами. Проект был одобрен, но в условиях Гражданской войны отложен.
В 1926-1927 гг. планы создания ГЭС вновь обсуждались. В районе предполагаемого строительства проведены изыскания, в т. ч. профессором Е.В. Милановским, подтвердившие возможность и экономическую выгоду проекта. Но в 1928 г. Ульяновская губерния была упразднена; Ульяновский округ вошёл в состав Средне-Волжской области (края). В 1930-м не стало и округа. Ульяновск, превратившийся в райцентр, утратил возможность реализовать собственные большие проекты.
Идея «Свиягостроя» не умерла. В конце 1920-х новые изыскания проводились специалистами ВСНХ СССР. В 1930 г. строительство Свияжской ГЭС включено в пятилетний план; определено финансирование. Плотину планировалось строить в слободе Туть, близ водопроводной станции; мощность ГЭС – 6000 квт. Но и от этих планов отказались по ряду причин, в т. ч. из-за высокой стоимости строительства при малой мощности.
Вновь о Свияжской ГЭС заговорили в начале 1930-х гг. Московский институт «Мосгипрогор» работал над проектом развития Ульяновского района и реконструкции Ульяновска. Предполагалось значительное увеличение площади и численности населения города, строительство ряда крупных предприятий, трамвая и т. д. Возросшие потребности в электроэнергии должны были обеспечить Ундоровская ГРЭС на горючих сланцах и всё тот же «Свиягострой – гидроэлектростанция на канале между Свиягой и Волгой. Вскоре от проекта «Мосгипрогора» также отказались, а с ним окончательно похоронили идею «Свиягостроя».
Другим альтернативным вариантом получения энергии, существовавшим в 1920-1930-е гг., являлось создание электростанции (теплоэлектроцентрали) на базе добычи горючих сланцев в с. Ундоры и Захарьевском (Сланцевом) руднике. Ундоровские сланцы начали добывать ещё в конце 1910-х гг. как топливо, но вскоре рудники были заброшены. В 1927 г. возникла идея использовать местные сланцы для получения электроэнергии. Изучался вопрос о возобновлении добычи и строительстве электростанции близ с. Ундоры; проводились изыскания. Но этим планам, как и в случае с «Свиягостроем», помешало упразднение в 1928 г. Ульяновской губернии.
Тем не менее, в 1930 г. было получено разрешение Москвы на строительство теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) в Ундорах. Проведены новые изыскания и расчёты, начались строительные работы на месте добычи, а потом и разработка сланцев. Мощность ТЭЦ предполагалась до 300.000 квт (ТЭЦ автозавода, построенная в 1947 г., поначалу имела мощность 6.000 квт). Но в силу экономических и других проблем дело шло медленно.
В начале 1930-х гг. московский институт «Гипрогор» разрабатывал перспективный план развития Ульяновского района в составе Средне-Волжского края. В основе плана лежала именно разработка сланцев. В Ундорах намечалось построить мощную ГРЭС, вокруг возникал новый промышленный район. А Ульяновск, получавший развитие в южном направлении почти до с. Криуши, должен был стать крупным центром химической промышленности. Вскоре ещё не завершённый план был признан ошибочным. Главным образом – по причине чрезмерной растянутости Ульяновска, что вело к росту расходов на строительство и создавало неудобство для жителей. А сланцевые рудники после отказа от проекта «Мосгипрогора» были заброшены окончательно.
В августе 1940 г. в газете появилась публикация о планах строительства в Ульяновске нескольких машиностроительных заводов. Уже разрабатывались проекты, была отведена земля, на месте строительства велись изыскания. Из короткой заметки трудно понять, где планировалось брать электроэнергию для этих заводов. Ульяновск дать её явно не мог. Вероятно, выбор места для размещения предприятий диктовала близость к «Волгострою». Реализации этих планов помешала война.
Война застала Ульяновск всё с той же, лишь несколько модернизированной, электростанцией 1913 года. Она едва справлялась с обеспечением возросших потребностей города. А между тем, в Ульяновск прибывали эвакуированные предприятия, учреждения, их работники и другие жители западных областей страны. Потребности в электричестве выросли многократно. Это было тяжёлым испытанием для энергетиков Ульяновска. Положение ещё больше осложнялось тем, что многие работники ушли на фронт. Городская электростанция и ТЭЦ завода им. Володарского работали на пределе возможностей, но обеспечить в полном объёме всех потребителей не могли. Энергия в первую очередь шло на заводы и фабрики, выпускавшие продукцию для фронта. Была ограничена подача электричества в жилые дома; свет в них загорался на несколько часов в сутки. Люди с пониманием относились к этим и другим трудностям военного времени. Всё для фронта, всё для Победы.
А в 1943 году образована Ульяновская область. Для нового областного центра это в перспективе означало рост числа населения, масштабное строительство, развитие транспортной системы, создание новых промышленных предприятий. Вопрос энергоснабжения становился одним из первоочередных и требовал кардинальных решений.
Окончание в 3-й части.
Макет Симбирской городской электростанции. Главный и южный фасады.
Музей истории УльГЭС.
Машинный зал Симбирской городской электростанции. Главный щит и площадка обслуживания дизеля. 1910-е гг.
Музей истории УльГЭС.
Трансформаторная будка 1914 года, стоявшая на ул. Кирова, напротив Южного рынка (снесена). Автор проекта, предположительно, Ф.Е. Вольсов.
Фото Т.А. Громовой, 2002 год.
Владимир Иванович Воронцов-Вельяминов.
Музей истории УльГЭС.
Ульяновская городская электростанция.
Почтовая карточка, ГИЗ, М., 1930-е гг.
План Ульяновска. 1937 год. Фрагмент.
ГАУО. Ф. Р-19-41, Оп. 2, Д. 10, Л. 1.
Буквой «Э» обозначена электростанция на ул. Максима Горького, ныне ул. Минаева.
Коллектив городской электростанции в машинном зале (5-й справа директор И.Б. Чубаров). 1930-е гг.
Музей истории УльГЭС.
Руководство городской электростанции. 1935 г. В центре Иван Борисович Чубаров, работавший на предприятии на разных должностях с 1923 года.
Музей истории УльГЭС.
Монтёры абонентского отдела Василий Василевский с учеником. 1930-е гг.
Музей истории УльГЭС.
Дизель-генератор № 3 мощностью 560 квт, сменивший в 1939 г. генератор мощностью 150 квт.
Музей истории УльГЭС.
Публикация группы Старый Ульяновск. Brandergofer