На днях на въезде во двор дома на Гончарова, 56/2 по распоряжению городских властей были демонтированы железные ворота. Решение об их сносе выдали еще в 2019 году: под документом стоит подпись теперь уже экс-мэра Сергея Панчина. Однако исполнить его решили только сейчас, и, как полагают жители дома, со множественными нарушениями и не без участия соседей из клубного дома на Дмитрия Ульянова.

Ворота, закрывающие въезд во двор дома по Гончарова, 56/2 — не роскошь, а необходимость, — утверждают жильцы. Раньше, по рассказам старожилов, здесь справляли нужду все подряд (в их числе — водители, ожидающие своей очереди на конечной остановке автобусов). Во время городских праздников двор превращался в место распития спиртного и, зачастую, пьяных драк. Общественных туалетов в округе до сих пор не найти, но жители защитили приватность двора воротами. Теперь открыть их могут только те, у кого есть пульт; таким же способом, при необходимости, предоставляется проезд для спецслужб.

В 2016 году в мэрии начали борьбу с самовольно установленными в городе  объектами движимого имущества. Алексей Гаев, будучи тогда главой администрации Ульяновска, подписал положение об их демонтаже. В апреле 2019 года пришли и за воротами на Гончарова. Постановление об их сносе завизировал  уже Сергей Панчин. Срезать железную конструкцию должны были 26 апреля 2019 года в 9.00. Но тогда это не произошло, и ворота простояли еще 4,5 года.

– После этого постановления жители решили защитить ворота. Проблема в том, что въезд, где они стоят, и часть нашего двора – это ничья земля. Это чересполосица (местоположение границ смежных земельных участков, при котором между ними образуются разрывы шириной до пяти метров, препятствующее рациональному использованию и охране земель – прим. ред). Жильцы дома обратились в УК “Эталон”, которая обслуживала дом. А управляющая компания написала заявление в министерство строительства и архитектуры, которое разрешило ей использовать неразграниченную землю, – рассказывает житель дома по Гончарова, 56/2, владелец сети “Зеленая улица” Валентин Глухов.

Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300, указанное в документе, определяет перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В Пункте 18 указаны “ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на придомовых территориях многоквартирных домов”.

Чересполосица во дворе дома на Гончарова, скрин из публичной кадастровой карты.

После этого, по словам Глухова, жильцы “выдохнули свободно”. Весной этого года, когда стало известно, что УК “Эталон” не продлили лицензию (управляющая компания позже опротестовала это решение, суд встал на ее сторону), жители дома на Гончарова провели общее собрание, единогласно проголосовали и обратились в минимущества, чтобы переоформить право использования земли с воротами на собственников. После этого прошло более полугода.

На прошлой неделе во дворе появились люди, которые сначала искали старшего по дому, а потом начали срезать ограждение.

– Мне позвонил дворник, я был на работе. Мы сразу же выложили в чат дома сообщение, чтобы те, кто может, пришли и объяснили, что разрешение на ворота у нас есть, мы все покажем. Моя жена оставила двух полуторагодовалых детей с няней и вышла разговаривать с  “работниками”. Попросила подождать, пока не принесут документ, который разрешает ворота. Но они ее не слушали, довели до слез, – рассказывает бизнесмен.

Позже выяснилось, что ворота демонтируют согласно тому самому постановлению, выданному еще в 2019 году. На вопрос, как это может быть, ведь даже мэр, который поставил подпись по документам сегодня другой, а все сроки проведения работ давно прошли, представитель городского управления административно-технического контроля Валерий Морженков ничего внятного пояснить не смог. Как уточнил Глухов, представитель мэрии кроме этого ссылался на бумагу “из прокуратуры”, но дать ее прочитать отказался. В итоге ворота срезали.

– Документ из минимущества, который мы предоставили, они даже не стали смотреть. Морженков был постоянно на телефонной связи со своим руководителем Сергеем Пантелеевым, который, почти как в книге, отвечал ему: “Пилите, Валерий, пилите”. Мы отправились в мэрию к Пантелееву, но он принимать нас отказался, сослался на совещание. После этого пошли в прокуратуру, где выяснили, что никакого предписания на снос ворот в таком стихийном порядке не было. Прокурор лишь направил запрос в администрацию города на предоставление информации по нашему объекту. Никаких предупреждений о сносе не было. Если основание служило постановление от 2019 года, то, думаю, есть какие-то логичные сроки его исполнения. Тем более, у нас есть разрешающий документ,  – считает Глухов.

Жильцы выстроили собственную цепочку событий, которая в итоге привела к демонтажу. Нынешней весной жители соседнего клубного дома по Дмитрия Ульянова, 5 инициировали вырубку дерева, которое стоит во дворе “гончаровцев” – его якобы признали аварийным.

То самое дерево и вид на собственные ворота клубного дома на Дмитрия Ульянова, апрель 2023 года.

По словам жителей дома на Гончарова, соседям (клубник состоит из 14 квартир) стало мало подземной парковки и паркинга у своего дома. И они решили обустроить дополнительную стоянку для машин на смежном участке. Это та самая зеленая территория, которая была в пользовании сначала УК “Эталон”, а потом у собственников. На ней растет дерево, рядом установлена контейнерная площадка. “Гончаровцы” выступили против “закатывания зеленой территории в асфальт”,  обратились в прокуратуру: порубочный билет был отменен. После этого они высадили во дворе сосны и установили памятный знак герою Советского Союза, летчику Ивану Якурнову, который прожил в доме на Гончарова полвека.

– Оказалось, что для этого нужно было соблюсти определенные процедуры. Соседи пожаловались в администрацию города, что ворота не снесены, дерево не спилено а памятник герою (его назвали “надгробной плитой”) установлен без разрешения. Видимо, мэр отправил обращение в прокуратуру, а Пантелеев, получив запрос от правоохранителей, видимо не нашел ничего лучшего, как снести ворота, – предполагает Глухов.

“Гончаровцы” уже установили новые ворота вместо срезанных и собирают документы на устранение чересполосицы – чтобы узаконить территорию как часть их придомовой территории: “она была таковой исторически”.  По факту незаконного, как они считают, демонтажа, отправлено заявление участковому.

В мэрии Ульяновска прокомментировать оперативно ситуацию не смогли. В пресс-службе в пятницу уточнили, что “запрос отправлен в несколько подразделений”.

Напомним, новый порядок согласования установки объектов, которые препятствуют проезду и проходу во дворы – шлагбаумов, ограждений, цепей, столбов, бетонных блоков и плит, в октябре нынешнего года подписал мэр Александр Болдакин. В документе сказано, что “Правом на установку препятствующих объектов обладает собственник земельного участка, на котором предполагается установка блоков, шлагбаумов или цепей. Если участок находится в собственности города, необходимо получить согласие местной администрации. В случае, если госсобственность на земельный участок не разграничена, то требуется согласие исполнительного органа Ульяновской области, уполномоченного на распоряжение земельными участками”.