Ленинский районный суд вынес решение взыскать в пользу бизнесмена Сергея Герасимова 400 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование. Ответчиком выступило Министерство финансов РФ в лице УФК по Ульяновской области.

Это — продолжение истории с уголовным делом, возбужденным в отношении бизнесмена еще в 2016 году. Герасимова обвинили в растрате в особо крупном размере с использованием служебного положения (ч. 4 ст. 160 УК РФ, до десяти лет лишения свободы). Дело возбудили по заявлению депутата Госдумы (фамилия не называлась), который заявил, что бизнесмен, будучи тогда председателем совета регионального отделения партии «Справедливая Россия, заключил договора аренды офисных помещений для «СР» с подконтрольными ему компаниями. При этом он якобы установил завышенные ставки аренды. По данным следствия, Герасимов хотел похитить более 5 млн рублей, но успел совершить растрату на 1,993 млн. Свою вину он не признал. Прокуратура настаивала на наказании в виде 6 лет реального лишения свободы.

В июле 2020 года суд оправдал бизнесмена. По настоянию прокуратуры  дело вернули на новое рассмотрение. В сентябре 2022 года Герасимова снова оправдали, после чего сторона обвинения попыталась опять это решение оспорить. В декабре прошлого года Ульяновский областной суд оставил решение первой инстанции без изменения.

Герасимов два раза подавал на возмещение морального вреда. В 2021 году ему выплатили 250 тысяч рублей, сейчас — 400 тысяч (он просил 5 млн).

— Минфин в этом случае, по сути, «козел отпущения»: платить должны люди, которые сфабриковали уголовное дело. Но взыскивается с государства, а будет ли оно взыскивать с них — не знаю. Это был изощренный способ издевательства над здравым смыслом: в первый раз на оправдательный приговор суда кассация была подана через восемь месяцев, а во второй раз — в последний день для обжалования, — рассказал Сергей Герасимов.

По его мнению, назначенные судом средства не отражают всех моральных потерь:

— Была опасность, что в случае несправедливого решения суда дети (у Герасимова их семь, плюс четыре внука — прим. ред.) останутся без отца, кормильца, которых их поддерживает. У меня вся семья понесла моральные издержки. Если бы работали международные законы, думаю, моральный ущерб исчислялся бы сотнями тысяч долларов или евро.

Герасимов отметил, что намерен взыскать прямые потери и затраты на адвокатов и защиту: он оценивает их в 10 млн рублей.