Более миллиона в России, около семи тысяч в Ульяновской области — с такими показателями продаж подошел к концу 2023 года авторынок. Как в целом по стране, так и в нашем регионе хитом продаж стали автомобили бренда LADA: чаще всего ульяновцы выбирали LADA Granta в кузове седан. Все сильнее наступают китайцы: в 2024 году ожидается появление на российском рынке новых моделей, а также нашествие седанов, которые в этом году «подвинули» авто в кузове хэтчбек. Цены также будут расти. Подробнее — в нашем обзоре.

В России, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, общие продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей превысили миллион единиц. Точную статистику АЕБ пока не опубликовал, уточнив, что эта цифра идет «с учетом альтернативных каналов продаж». В ноябре в стране реализовали 117 994 автомобиля; рост продаж за 11 месяцев, по сравнению с 2022 годом, составил 44%.

— Рынок показывает положительную динамику, но факторы увеличения утилизационного сбора и ключевой ставки оказывают сдерживающее влияние, — отметили в АЕБ.

Раскладку по продаже конкретных брендов Комитет пока опубликовал только за третий квартал 2023 года. УАЗ попал на восьмое место: с января по сентябрь в России было реализовано 24 848 внедорожника (в 2022 году — 16 525, рост составил 50,4%). Доля рынка Ульяновского автозавода на тот момент составляла 3,3% (в 2022 было 3,1%). В лидерах, ожидаемо, LADA с продажами 242 552 единиц (плюс 96% к 2022-му).

Автомобили АатоВАЗа заняли все строчки в Топ-5 по продажам и в Ульяновской области. По данным агентства «Автостат Инфо», самой популярной моделью за 11 месяцев 2023 года стала LADA Granta седан (ВАЗ-2190). Пять ульяновских автохитов выглядят так:

  • LADA Granta седан — 1 170 штук (рост в 2,6 раза к 2022 году).
  • LADA Granta лифтбек (ВАЗ-2191) — 789 единиц (рост в 3 раза)
  • LADA Granta универсал (ВАЗ-2194) — 440 штук (рост в 2,8 раза)
  • LADA Vesta — 425 автомобилей (плюс 21,1%, хотя продажи этой модели фактически были возобновлены с июня)
  • LADA Niva Travel (ВАЗ-2123) — 348 единиц (рост в 3,2 раза).

«Китаец» Chery Tiggo 4 Pro попал на шестое место: 184 автомобиля (рост в 46 раз).

— Все остальные в Топ-15 (кроме LADA Niva Legend, которая занимает 11-12 место) — китайские модели. Интересно, что в ноябре из Топ-30 марок 17 были китайскими (столько же и в 2022 году), но тогда в рейтинге было только 23 марки, — отметил эксперт «Автостат Инфо» Александр Климнов.

В целом с января по ноябрь в Ульяновской области 2023 года было продано 6 698 легковых автомобилей — на 82,3% больше, чем за аналогичный период 2022-го. Но этот показатель на 35,5% меньше, чем в 2021-м (10 377 штук). Продажи росли в первом квартале, снижались во втором и снова росли в третьем квартале и в октябре. В ноябре снова пошло небольшое падение (минус 3,9%) — до 788 единиц.

Китайцы постепенно занимают ульяновский рынок: наиболее популярными брендами (данные за 11 месяцев) стали LADA (3 335 единиц, рост в 2,1 раза к 2022 году), Chery (634, рост в 4 раза), Haval (593, рост в 4,6 раза), Geely (449, рост в 4,1 раза), OMODA (261, рост с нуля).

Вместе с ростом продаж увеличивались и цены на автомобили.

— Средневзвешенная цена на новый легковой автомобиль выросла по РФ за январь-ноябрь более чем на 25% и достигла 2,67 млн рублей (1,003 млн для отечественных моделей и 3,52 млн руб. для иномарок). Средняя цена для китайских моделей составила 3,03 млн рублей, для корейских – 3,28 млн рублей, для европейских – 8,54 млн руб. из-за преобладания премиальных брендов, — пояснил Александр Климнов.

Ульяновские автодилеры отмечают, что, несмотря на сложности в сфере автопрома, год для них заканчивается с хорошим приростом к показателям 2022-го. Генеральный директор ООО УК «Авторай» Андрей Чигиряев рассказал, что общий рост по всем брендам в портфеле компании составил порядка 31%.

— По-прежнему бОльшую часть в этом объеме составляют автомобили LADA — порядка 73%. Следом идет бренд Chery — 22%. Здесь по году фиксируем самый сильный прирост — более, чем в два раза. Самый сильный спад в нашем портфеле, по понятным причинам, показали КИА и Nissan. Постепенно набирает обороты еще один китайский бренд из «большой четверки» – DongFeng (Дунфен), но российский потребитель только начинает знакомиться с этим брендом, поэтому пока делать какие-то выводы рано, — уточнил Чигиряев.

Из новых моделей в Ульяновске хорошо стартовали две модели Chery — 7 ProMax (полноприводный семейный кроссовер, доля среди всех моделей бренда — более 10%) и Arrizo 8 (комфортабельный бизнес-седан с максимальным набором электронных помощников и систем безопасности). Также в декабре в продажу поступил гибрид 7 ProMax.

Что касается цен, то, по данным «Авторая», самый большой рост показала LADA — 26%; Chery, в силу увеличения спроса, прибавил около 10%.

— В 2024 году продолжится экспансия существующих китайских брендов, а также появятся новые марки из поднебесной. Прогнозируется увеличение доли Chery в целом по рынку до 15%, LADA — порядка 47%. Мы планируем открыть дилерские центры бренда Tank и второй — бренда LADA, — пояснил руководитель УК «Авторай»

Что касается брендов, ушедших, с российского рынка — KIA и Hyundai, то в компании они полностью распроданы, включая даже тестовые автомобили. Но официальное сервисное обслуживание этих марок продолжается «Авторай» по-прежнему обеспечивает в полном объеме гарантийное сервисное обслуживание.

Чего можно ожидать от авторынка в 2024 году? Эксперты уверены, что продолжится активная экспансия китайских брендов, правда, компании из поднебесной строят слишком оптимистичные планы.

— Китайские производители намереваются реализовать в России не менее 1,2 млн автомобилей, против примерно 0,53 млн в 2023 году. Планы АвтоВАЗа – не менее 0,5 млн машин. Суммарно, с прочими марками по параллельному импорту, общее количество должно составить более 1,8 млн. Такой рост рынка все эксперты считают нереальным, особенно в условиях подорожания кредитов. Определенно будут расти продажи бюджетных и средних по цене моделей, причем, в кузове седан, так как в 2023-ем их сильно подвинули хэтчбэки-кроссоверы (SUV). Сюрпризом может стать как приход новых китайских марок, так и гипотетический возврат прочих производителей. Но только в случае геополитических изменений, — резюмирует Александр Климнов.

Также прогнозируется рост цен на автомобили — скорее всего, меньше, чем в нынешнем: на 5-10%. Все будет зависеть от курса рубля, доступных ставок по кредитованию, размера утилизационного сбора, инфляции и прочих параметров.