Огромная удача, если среди жильцов МКД найдется неравнодушный и ответственный человек, готовый взять на себя обязанности представителя собственников жилья. Зачем нужен старший по дому и почему он необходим — рассмотрим на примере дома по ул. Игошина, 4А.
Почему именно этот МКД, ведь это не старый жилой фонд, девятиэтажка была введена в эксплуатацию в декабре 2015 года и расположена в развивающемся микрорайоне «Юго-Западный»? Однако жильцам новостройки с первого дня заселения пришлось столкнуться с целым рядом серьезных проблем, доставшихся от застройщика. Так, например, по проекту дому был присвоен высокий класс энергоэффективности «А». Но это лишь на бумаге, а по факту перерасход был по всем коммунальным ресурсам. Разобраться в вопросе и, самое главное, решить проблему обращениями и жалобами не получалось.
От переписки с надзорными органами, чиновниками, застройщиком и УК результат был нулевой. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь после того, как собрали совет и выбрали старшую по дому, которой стала Ирина Бундина. Несмотря на то что она не имеет образования в сфере ЖКХ, медработник основательно взялась за дело, прошла областные курсы для старших по домам, изучила законодательство, техническую документацию на инженерное оборудование и проект МКД.
Потери — найти и перекрыть!
Как мы уже говорили, проект дома на ул. Игошина, 4А направлен на энергосбережение и поэтому предусматривал полное, от и до, оприборивание всего МКД по всем ресурсам. Счетчики стояли абсолютно везде — как общедомовые, так и в каждой квартире. Но на практике при заселении люди не ощутили заявленную энергоэффективность.
— Когда мы сюда въехали, обнаружилось, что зимой в подъездах стоит невообразимая духота. Температура воздуха поднималась до 34 градусов по Цельсию, жарче чем в квартирах, представляете! Буквально невозможно было в верхней одежде здесь находиться, притом что на улице стоял мороз. В квартирах трубы радиаторов тоже нагревались до опасной для человека температуры. Приходилось постоянно держать открытыми окна. Какая уж тут энергоэффективность… Мало того, из-за постоянной жары отходы в мусоропроводе начали интенсивно разлагаться, и к духоте добавился жуткий неприятный запах, — рассказала Ирина Бундина.
Вот так энергоэффективная новостройка! Жильцы были в шоке от всего этого, особенно когда им выставили плату за коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества в суммах, превышающих потребление в квартирах.
Выяснилось, что в их МКД установлена горизонтальная разводка системы теплоснабжения. При этом на каждом этаже оборудован щиток, где размещаются индивидуальные приборы учета тепла. По замыслу проектировщиков, каждый собственник должен был иметь возможность самостоятельно регулировать потребление и настраивать комфортную для себя температуру. Но! Застройщик «забыл» установить терморегулятор на радиаторах в квартирах. Так бывает, когда хочешь сэкономить при строительстве жилья. Собственно, вокруг этих проблем с отоплением и гигантскими счетами за него и собрался актив дома, который сформировал совет, выдвинув в председатели самую активную жительницу.
— Как я выяснила, на батареях поставили транспортировочный колпачок, который внешне хоть и напоминает регулятор, но фактически ничего не регулирует. Жильцы пытались его крутить, вставляли кто монетку, кто бумажку. Закончиться все это могло очень плохо, так как теплоноситель был буквально раскаленный, до батарей нельзя было дотронуться. Еще до того как стать старшей по дому, я помогла 16 соседям установить эти терморегуляторы бесплатно. Договориться с застройщиком ООО «Запад» было практически нереально. Проект я смогла получить, но дело в том, что в него постоянно вносились какие-то правки, о которых сообщалось где-то на сайте, — найти их и собрать вместе было практически невозможно. Тогда я вышла непосредственно на подрядчика, выполнявшего работы, и вела переговоры уже с ним напрямую, — пояснила Ирина Бундина.
Если в квартирах можно было открыть окна, то в подъезде нет, и поэтому там было даже жарче, чем в жилых помещениях. Держать постоянно открытой входную дверь во время морозов тоже неэффективно. Вместе с УК совет дома нашел выход — слили и вывели из системы теплоснабжения стояки, расположенные за мусоропроводом. Это решило сразу две проблемы — в подъезде снизилась температура и перестало вонять.
Важен каждый голос
Очень часто можно услышать от жильцов МКД, которые не хотят вникать в общие вопросы, мол, там без меня разберутся. Разберутся, да, но только это может быть не в ваших интересах, когда решения принимаются без активного участия собственников жилья. На ул. Игошина, д. 4А сложилась еще более сложная ситуация. Оказалось, что из 180 целая четверть квартир дома находится даже не в муниципальной, а в государственной собственности. Туда заселили детей-сирот, и за них по закону голосует «Ульяновскоблстройзаказчик». Но на тот момент руководитель организации тоже занял такую позицию, мол, не хочу вникать, поэтому буду по всем вопросам ставить «воздержался».
— А без этих голосов мы даже совет дома не могли выбрать. Когда проводили первое общее собрание, было очень тяжело собрать кворум. Я звонила в Вологду, ездила в Карсун. Ловили собственников где только можно. Одна бабушка живет в деревне, сюда приезжает только на обследование в госпиталь, мы ее там встречали. Один житель у нас постоянно занят, мы к нему на дежурство ходили, он прямо на рабочем месте голосовал. Благо у нас подобрался актив — совет дома, это замечательные люди, образованные, которые понимают, что если мы не будем активно участвовать в управлении своим МКД, то очень скоро все потеряем и окажемся в разбитом общежитии, — отметила Ирина Бундина.
Благо, что со временем в ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» сменился директор, и с новым руководителем совету дома все же удалось найти взаимопонимание. Также было налажено информирование жильцов. Сообщения, касающиеся МКД, размещаются в общей группе в «Вайбере» и на досках объявлений в подъездах. Так собственникам жилья удалось взять власть в свои руки и начать управлять собственным домом.
Управление и контроль
Любой, даже самой хорошей управляющей компании нужен контроль со стороны собственников. Председатель и члены совета МКД не только определяют перечень необходимых работ, но и следят, чтобы деньги с общего счета не списывались за неоказанные или некачественно оказанные услуги.
— Я разработала таблицу, которая очень помогает мне в планировании, контроле работ и проверке годовых отчетов УК. Заношу туда данные обо всем, что делается в МКД. При этом сразу ставлю себе на календаре в смартфоне напоминание, когда нужно пойти и проверить. Вот некоторые жильцы возмущаются, что стоимость работ в УК дороже, чем у шабашников по объявлениям. Действительно, так, но это только на первый взгляд. Дело в том, что шабашники не дают гарантий, а с УК можно спросить. И, как правило, сроки гарантии продлеваются, а работы переделываются. Также при получении годового отчета УК я сравниваю его со своей табличкой и вычеркиваю дублирование, убираю ошибочно внесенные пункты, пишу об этом письмо, на основании которого делается перерасчет. Это не значит, что УК занимается приписками, иногда это происходит неумышленно из-за сложной отчетности. Ошибки всегда быстро исправляются, однако без контроля со стороны собственников их не обнаружить. Таким образом мне уже удалось сберечь не одну тысячу рублей на счету дома, — подчеркнула Ирина Бундина.
Еще один важный момент. Работы в доме проводятся не только за счет средств, которые собственники вносят по строке за содержание и ремонт. По инициативе совета МКД создан накопительный фонд на непредвиденные нужды, который формируется за счет аренды общедомового имущества. Жители очень довольны этим, ведь многое для них делается бесплатно! Впрочем, без хорошего старшего по дому это тоже было бы нереально. Для примера: обратились провайдеры, чтобы разместить свою вышку на крыше. Конечно, тут же нашлись те, кто заговорил о «шапочках из фольги». Председатель совета сходила в санэпидстанцию, получила консультацию о безопасности оборудования, донесла сведения до жильцов, которые поддержали ее на общем собрании и дали добро на установку. За счет провайдера впоследствии заменили входные двери в подъездах.
Жильцы сортируют мусор, собирают пластиковые бутылки. Установили ящики для сбора макулатуры, туда отправляется весь разнообразный «спам» из почты. На вырученные деньги от сдачи вторсырья приобретается полезный для дома инвентарь.
Посчитали — сэкономили
Затем председатель совета МКД взялась за дисциплину подачи показаний приборов учета. Для этого ежемесячно стала получать от УК данные показаний общедомовых счетчиков по всем ресурсам. В этот же день снимала показания индивидуальных приборов тепла и электроэнергии, которые находятся на лестничной клетке, а также напоминала жильцам о сроках подачи показаний счетчиков воды у них в квартирах. Кроме того, УК дважды в год присылает контролеров для плановой проверки индивидуальных приборов учета. В итоге удалось решить проблему с высокими начислениями за «общедомовые нужды» (ОДН). Например, за электроснабжение за общедомовое потребление на ул. Игошина, 4А платят в 2,5 раза меньше, чем в соседних МКД.
— Не в каждом доме жильцы могут похвастаться, что им идут навстречу. У нас получилось договориться, хотя мы с нашей УК «Юго-Запад» общаемся довольно остро, но при этом конструктивно. Огромная проблема была с начислениями на ОДН. И мы бодались с этим вопросом целый год, но теперь УК мне предоставляет полную информацию: сколько составляет общедомовое потребление, сколько — индивидуальное. И самое ценное — мы добились того, что возвращают разницу в начислениях в пользу жильцов! — прокомментировала Ирина Бундина.
Когда пришло время поверки индивидуальных счетчиков тепла, выяснилось, что, во-первых, дешевле их сразу заменить, а во-вторых, что это настолько редкая вещь в Ульяновске, поэтому здесь нет лицензированных организаций, занимающихся их установкой. Старшая по дому провела мониторинг, нашла завод-изготовитель, готовый без посредников представить партию приборов по хорошей цене. Затем она свела производителя с сервисной службой, которая прислала сотрудников, чтобы те прошли обучение, получили лицензию и заменили счетчики. Без совета МКД этот вопрос, скорее всего, решился бы намного проще: все счетчики бы демонтировали — и прощай энергоэффективность класса «А». Но этого не случилось, потому что дом в хороших руках и жить в нем не только комфортно, но и дешевле, чем в таких же соседних.
Берегите своих старших по дому, они делают огромную работу, тратят свою жизнь и свои нервы ради общего дела!