Департамент автомобильных дорог Ульяновской области отменил восемь аукционов на ремонт дорог межмуниципального, регионального значения и моста через ручей Белый Ключ в Сурском районе. Общая начальная цена контрактов составляла более 640 млн рублей. 

Торги объявили на сайте Госзакупок в последних числах декабря 2023 года. Это ремонт дороги “Стемасс – Чуфарово” Вешкаймского района (145, 5 млн рублей), участка “Бестужевка – Барыш – Николаевка – Павловка – граница области” Павловского района (65,1 млн рублей), дороги “Большие Ключищи-Сенгилей-Елаур-Молвино-Байдулино Сенгилеевского района (78,2 млн рублей), участка “Барыш-Инза-Карсун-Урено-Карлинское” Базарносызганского района (38,4 млн рублей), “Большое Нагаткино – Норовка” Цильнинского района  (35,2 млн рублей), моста через ручей Белый Ключ в Сурском районе (45,2 млн рублей), ремонт дорог Сурского и Чердаклинского районов на  97 млн  и 135 млн рублей.

Несколько дней назад телеграм-канал ВЧК-ОГПУ опубликовал информацию, что в регионе якобы готовится передел рынка участников, ремонтирующих дороги: конкурсную документацию подготовили под единого крупного подрядчика, “так как ее условия исключают участие малого и среднего бизнеса”. В частности уточнялось, что профильное ведомство исключило из документации пороговые значения по допуску организаций, имеющих опыт в сфере дорожного строительства. “Теперь крупным компаниям для победы в конкурсе просто незачем давать ценовое предложение ниже максимальной цены контракта, а более мелкому бизнесу для полноценного участия в конкурсе необходимо показать падение на уровне 60% от стоимости контракта”, говорилось в сообщении.

Процедура отбора победителя конкурса проходит в два этапа, на которых оцениваются опыт участника и предложенная цена. При подаче заявок участникам конкурса открывается вторая часть документации, которая содержит все документы, в том числе для неценовых критериев оценки. В случае с ремонтом дорог участники торгов прикладывают свой опыт – исполненные контакты.  По существующей формуле максимум баллов за опыт получает тот участник, который приложил больше всего опыта исходя из совокупности цен исполненных контрактов. То есть один исполненный контракт на 100 млн рублей или 100 исполненных контрактов по миллиону рублей – значения не имеет. Тот, кто приложил минимальный опыт, получает 0 баллов, участник с максимальным опытом – 100 баллов. Далее эти баллы, согласно формуле, умножаются  на коэффициент значимости 0,4. То есть максимальное количество баллов, которое можно получить за опыт, составляет 40. Если участников двое, то тут все просто.  Если больше двух, то оценка идет по шкале.

После публикации первого протокола заказчику открываются блоки заявок с ценой. Здесь оценка также идет по формуле, где тот, кто предложил наименьшую цену исполнения контракта,  получает максимальные 100 баллов. Тот, кто выставит самое невыгодное для заказчика предложение, соотвественно, получает меньше всего баллов, но не 0. Далее это количество баллов умножается на коэффициент  значимости для цены (0,6).

Источники, близкие к ситуации, подтверждают, что действительно в конкурсную документацию внесли изменения в части пороговых значений, что для небольших компаний “подобно смерти”:

– Если в опыте участник ничего не предложил, получается, ему не хватает 40 баллов. Для того, чтобы перебить предложение другого участника, нужно сделать максимальное снижение цены. В прошлом году в торгах на ремонт дорог ввели верхний порог у оценки опыта.  Например, если цена контракта – 50 миллионов, то все, кто приложил опыт исполнения контрактов менее чем на 50 миллионов, автоматически получали 0 баллов. Если есть верхний порог, например, в 250 миллионов рублей, то те участники, которые приложат опыт на 250 миллионов  рублей и более, получат 100 баллов. Для мелких подрядчиков это подобно смерти.

Однако эксперты говорят, что закупки вряд ли готовились под одного подрядчика. Во-первых, аукционы объявили в разные дни, “зайти и сразу всё забрать не получится”. Во-вторых, федеральным игрокам вряд ли интересны относительно мелкие контракты на ремонт муниципальных дорог.

Министр транспорта региона Сергей Воронцов прокомментировал, что торги отменены из-за ошибки в документации, департамент сейчас вносит корректировки.

Все же несколько крупных аукционов на ремонт районных дорог Минтранс провел успешно. В начале декабря разыграли аукцион на ремонт моста через реку Тушенка в Сенгилеевском районе (контракт на 78 млн рублей заключен с единственным участником ООО “Инждорстрой”, снижение цены произошло на 115 тысяч рублей).  Идет подача заявок на ремонт моста через реку Водолейка Сурского района (86 млн рублей), моста через реку Елшанка Мелекесского района (59,4 млн рублей), моста через реку Хмелевка Сурского района (97,1 млн рублей).