Автопарк Ульяновской области, по данным на начало 2024 года, включал почти 354 тысячи автомобилей. Львиная доля из них – марки LADA, более 67% – машины старше 10 лет. Автопарк стареет, и этот процесс, по мнению экспертов, будет только нарастать. Рассказываем подробнее о причинах этого тренда, даем раскладку по самым популярным у жителей региона автобрендам и перспективам «наступления» на отечественный рынок китайских автомобилей.

LADA в лидерах, у УАЗа перспективы роста

По информации агентства «Автостат Инфо», автопарк Ульяновской области на 31 декабря 2023 года включал 353 951 автомобиль (полугодием ранее — на 11 авто больше: сокращение составило менее, чем 0,2%).

— Иномарки несущественно выросли на 2,1% — до 179,5 тысячи (50,7%). Тогда как отечественные марки, напротив, сократились на те же 2,1% — до 174,4 тысячи автомобилей и 49,3% от парка. Преимущественно это произошло за счёт сокращения парка автомобилей LADA – на 3%, до 156,1 тысячи, — пояснил эксперт «Автостат Инфо» Александр Климнов.

Данные «Автостат Инфо» по Ульяновской области

Из брендов далеко от всех оторвалась LADA: в регионе зарегистрировано 156 070 автомобилей этой марки. На втором месте с большим отрывом KIA — 21 578 штук, на третьем — Renault (19 876). Также в Топ-5 входят Toyota (14 396) и Hyundai (13 966).

Помимо LADA, в Топ-15 самых распространенных в Ульяновской области из отечественных автомобилей попал только УАЗ — он на 11 месте.

Данные «Автостат Инфо» за 2023 год по Ульяновской области

Как рассказал ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, ульяновский автозавод в 2024 году может сохранить и укрепить свои позиции. Для этого у него есть как поддержка государства, так и доверие покупателей:

— У компании современное производство, есть поставщики различных комплектующих, сбытовая и сервисная сеть. Всё это позволяет производить больше автомобилей. Возможно, что в нынешнем году УАЗ увеличит объём производства и выпустит на отечественный и зарубежные рынки больше автомобилей, превзойдёт показатели 2023 года, а также представит новые модели. Не исключено, что растущая конкуренция автопроизводителей из КНР может привести к тому, что УАЗом заинтересуется кто-то из китайских брендов и на заводе могут начать выпускать новые модели. Это позволит компании увеличить продажи и своей продукции.

Вынужденное старение

Большинство легковых машин, которыми владеют жители Ульяновской области (67,1%, или 237,6 тысячи), — старше 10 лет. Автопарк стареет: годом ранее таких автомобилей было 63,8%. «Трехлеток» во владении ульяновцев всего 21,7 тысячи (6,1%). Как отмечают аналитики, в 2022 году их было больше — 7,2% от общего объема.

Процесс старения будет усиливаться: вместе с ростом цен и сокращением предложения наиболее популярных азиатских и европейских марок, сроки обновления ульяновскими автомобилистами своих железных коней возрастают. Этот тренд — один из основных, которые сегодня фиксируют на авторынке в большинстве регионов России. Причина проста: более длительное использование автомобиля обусловлено желанием владельцев использовать его по максимуму, а также ростом цен.

— Потребители в регионах отдают предпочтение известным им маркам автомобилей, в первую очередь, отечественным, вне зависимости, новый это автомобиль или с пробегом. Еще один заметный тренд — то, что в регионах пользуются спросом в основном автомобили с традиционными двигателями, в отличие от крупных городов, где востребованы электромобили и автомобили с гибридными силовыми установками, — уточняет Дмитрий Баранов.

Китайцы не дотягивают

Каковы перспективы у китайских автомобилей, активно «наступающих» на российский авторынок? Пока в парке Ульяновской области они занимают строчки в конце рейтинга: так, у Chery 23-е место (2,73 тысячи единиц), у Geely — 25-е (2,49 тысячи).

— До верхних позиций на рынке им еще годы и годы, так как статистика по парку весьма инертна, сильнее, чем даже по вторичному рынку. Так, что превалировать здесь китайцы смогут (если смогут вообще) не ранее 2030-х годов, — уверен Александр Климнов.

По словам директора по маркетингу УК «Авторай» Юрия Блинова, из китайских автомобилей хитом в Ульяновске является продукция компании Cherry:

— Мы занимаемся этим брендом более трех лет и видим, что он «номер один» в нашем регионе по интересу. Также китайцы очень активно выводят модели на других брендах. В ближайшее время, я уверен, мы увидим рост в бренде DONGFEN. В целом китайские бренды стали более прогнозируемыми, известными, они выстроилив России свои дилерские сети. Но то, что они потеснят отечественные автомобили, маловероятно: LADA, УАЗ занимают четкие нишевые позиции. Среди китайских автомобилей, которые приходят на наш рынок, у них просто нет конкурентов. Если же говорить о заместителях продукта, таких как «Москвич», который является конвейерной сборкой китайских автомобилей, то здесь будет конкуренция исключительно маркетинговая и, возможно, по цене.

Сегодня в КНР работают порядка 80 национальных автопроизводителей: в Россию пришли лишь некоторые компании.

— Не исключено, что со временем их число вырастет, так что китайский автопром вполне может увеличить своё присутствие в РФ. Однако нужно иметь в виду, что автопроизводителям из КНР предстоит бороться за внимание потребителей не только с продукцией отечественного автопрома и производителей автомобилей из других стран, в том числе, поступающей по параллельному импорту. А и друг с другом, — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Пока продукция отечественного автопрома входит в число наиболее продаваемых как в целом в России, так и в Ульяновской области.  Потребители её хорошо знают; в стране налажена сбытовая и сервисная сеть для российских автомобилей, цены привлекательны, действуют различные программы поддержки покупателей.

— Всё это помогает поддерживать продажи, удерживать позиции в конкурентной борьбе с иностранными автомобилями. Вероятно, что это положение сохранится и в 2024 году, — считает Дмитрий Баранов.

Параллельные решения

По прогнозам экспертов, количество регистрируемых в России автомобилей вряд ли сократится. С момента введения внешних ограничений уже прошло время, авторынок приспособился к ним, ушедшие из РФ бренды были заменены другими и этот процесс продолжается.

— Кроме того, финансовые инструменты для приобретения автомобиля не только остались, но и развиваются, рынок авто с пробегом тоже активизировался. Всё это говорит о том, что отечественный авторынок постепенно восстанавливается, набирает обороты. А, значит, на нём будут больше продавать разных автомобилей, и, следовательно, их будут больше регистрировать, — уверен Дмитрий Баранов.

Что касается параллельного импорта, то он сейчас находится в сильной зависимости от решений регулятора. Как поясняет Александр Климнов, если с 1 февраля не будет продлен упрощенный режим легализации единичных машин ЗОЕТС (заключение об оценке единичного транспортного средства – документ, который подтверждает, что ввозимое ТС прошло оценку соответствия и разрешено к эксплуатации на российских дорогах общего пользования) для юрлиц то данный вид импорта будет сокращаться и далее. Его ограничили для физилиц ещё в августе, в 2023 году он упал до менее 10% от всего рынка.

— Ужесточение санкций, в том числе по прямым поставкам и по контролю за экспортом в Россию европейских, японских и корейских брендов через третьи страны, будет и в дальнейшем вести к сокращению их присутствия на российском как первичном, так и вторичном рынке. Сейчас у нас могут появиться некоторые партии  свежих дособранных моделей японских и корейских марок. Но они были завезены ещё до начала санкций, – резюмирует эксперт «Автостат Инфо»