По итогам 2023 года “Авиастар” на 20% нарастил выпуск тяжелых транспортников Ил-76МД-90А. Также завод выполняет ремонт и сервисное обслуживание самолетов Ан-124-100 «Руслан» и поставляет панели фюзеляжа для пассажирского лайнера МС-21. Под задачи Минобороны РФ и гражданский заказ предприятию нужно набрать ещё 2500 сотрудников. На заводе заявляют: возможности рынка труда Ульяновска и области практически исчерпаны,  с этого года предприятие будет активнее искать кадры у соседей. Какие стипендии, зарплаты, соцпакет и жилищные программы готов предложить “Авиастар” будущим авистроителям? Поговорили с замдиректора по административным вопросам филиала ПАО «Ил»-Авиастар Юрием Исаковым.

– Какие производственные программы реализуются сегодня в филиале ПАО «Ил»-Авиастар? Как организована работа на поточной линии сборки по программе Ил-76МД-90А?

– Основной производственной программой Авиастара как филиала ПАО «Ил» является строительство тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А. Перед заводом стоит задача в разы увеличить объемы производства. В прошлом году предприятие на 20% увеличило объемы выпуска и полностью выполнило свои обязательства. В рамках кооперации филиал ПАО «Ил» – Авиастар изготавливает панели фюзеляжа и отсек ВСУ (вспомогательная силовая установка) для новых перспективных пассажирских самолетов МС-21 и Ил-114-300. Поддержание летной годности ранее произведенных воздушных судов также является одним из важных направлений деятельности предприятия.

Работа на поточной линии сборки самолетов Ил-76МД-90А организована по конвейерному принципу – изготовленные агрегаты подаются на производственный участок для стыковки и установки необходимых узлов. В дальнейшем происходит последовательное перемещение состыкованного фюзеляжа по производственным участкам, на которых ведется монтаж систем, оборудования. Также в поточной линии происходит стыковка к фюзеляжу отъемных частей крыла, хвостового оперения, монтаж силовых установок. Такая организация работ и применяемые технологические решения позволяют значительно сократить цикл сборки.

– Сколько самолетов Ил-76МД-90А в год может строить Авиастар? Хватит ли ресурсов на поставленные Минобороны задачи?

– Перед заводом стоит задача и в дальнейшем наращивать выпуск продукции. Это связано, в том числе, и с задачами гражданского заказа. Задача беспрецедентно сложная и требует привлечения персонала всех категорий.

Под масштабное наращивание производства на “Авиастар” планируется набрать 2500 производственных рабочих. Это нужно реализовывать в условиях резко возросшей конкуренции на рынке труда. Авиастроение является таким видом производственной деятельности, в котором высоки требования к квалификации персонала.​ Основная потребность – в рабочих станочных и слесарных профессий: это токари, фрезеровщики, операторы станков с программным управлением, слесари по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов, слесари механосборочных работ, слесари-сборщики, клепальщики. По специальностям ИТР основную потребность составляют инженеры-технологи, инженеры-конструкторы, контрольные работники.

– Где их набирать? В Ульяновске столько специалистов точно не найти.

– Начиная с 2020 года, мы активно ведем работу по привлечению персонала. В первую очередь, конечно же, ориентируемся на Ульяновск и Ульяновскую область.
На рынке труда свободные квалифицированные кадры по востребованным профессиям, имеющие необходимый практический опыт работы в авиастроении, практически отсутствуют. С учетом того, что возможности рынка труда Ульяновска и области практически исчерпаны, в 2024 году планируем активнее вести работу по привлечению новых кадров из других регионов.

– Как организовано взаимодействие в целях профориентации с ульяновскими колледжами и вузами?

– С нашими основными вузами и колледжами заключены соглашения о сотрудничестве, в рамках которых организуется целевое обучение и проведение практики на предприятии. Студенты колледжей и университетов, начиная с первого курса, проходят в филиале все виды практик, получают дополнительную стипендию от заводе. За 2023 год на нашем предприятии прошли практику более 500 студентов Ульяновского авиационного колледжа, УлГУ и УлГТУ.

В 2023 году мы включились в новую программу целевого обучения «Крылья Ростеха». По ней 10 человек поступили на направление «Самолето- и вертолетостроение», из них четыре иногородних студента. Всего сейчас по целевому направлению обучаются 209 студентов, которым будет предоставлена возможность трудоустройства на Авиастаре.

По инициативе ПАО «ОАК» мы вошли в состав участников федерального проекта «Профессионалитет». В 2023 году на базе УАвиаК-МЦК созданы 4 новые производственные площадки: слесарная мастерская, станочная мастерская, клепальная мастерская и мастерская со станками с ПУ. Рабочие классы оснащены оборудованием и инструментами, соответствующими производственным процессам предприятия, это позволит повысить качество подготовки учащихся. Реализация этого проекта также позволила пересмотреть программы обучения, включить дополнительные профессиональные компетенции и существенно сократить сроки подготовки студентов колледжа с 4-х до 2-х лет.
По ряду профессий подготовку новых кадров для нас проводит Ульяновский электромеханический колледж.

Продолжают свою работу инженерные классы, открытые совместно с УлГУ и УлГТУ в школах №72 и №73, Губернаторском инженерном лицее №102 и гимназии №59. Ведется углубленная подготовка школьников по профильным для завода учебным дисциплинам «Математика», «Физика», «Информатика».

Третий год подряд, с июня по август, на территории предприятия открывается летняя трудовая смена для подростков.

– Можно ли устроиться на завод без опыта? Научите?
Да, можно. Поскольку возможности учебных учреждений ограничены, на заводе организована профессиональная подготовка новых кадров. Человек, не имеющий необходимой профессии, может получить ее, пройдя теоретическое и практическое обучение на учебных участках на территории производственных цехов или непосредственно на рабочем месте. Опытные мастера производственного обучения в течение четырех месяцев обучат нового работника по разработанной программе. По окончании обучения и выполнения квалификационной работы ему присваивается разряд. В первый год проводится адаптации работника, оказывается помощь в освоении профессии.

– Какую стипендию получают ученики рабочих профессий на этапе обучения? И на что они могут рассчитывать, получив разряд?
В период обучения выплачивается стипендия в размере 35 000 рублей. После успешной аттестации и присвоения третьего разряда по полученной профессии работник может рассчитывать на уровень заработной платы от 60 000 рублей.

– Какие социальные программы действуют на предприятии для молодежи?

– Средняя зарплата на предприятии сегодня составляет более 80 000 рублей, у основных производственных рабочих – более 90 000 рублей. Заработная плата зависит от квалификации работника, а также от качества и объема выполняемой им работы.

У нас есть расширенный пакет социальных гарантий: корпоративный транспорт, столовые/спортзалы/медпункты на территории предприятия, добровольное медицинское страхование, дотации на питание, реабилитационно-восстановительное лечение, возможность проживания в заводском общежитие «Дом молодежи», льготы и вспомогательные выплаты, материальная помощь и т.д.

Предприятие оказывает содействие в приобретении жилья: это возможность участия работников в «Губернаторской ипотеке», три варианта финансовой поддержки по заводской жилищной программе.

Отмечу, любой работник предприятия, вне зависимости от возраста, имеет право на все социальные льготы и гарантии.

– Вы взаимодействуете с региональной властью в вопросе обеспечения жильем авиастроителей?
Да, по «Губернаторской ипотеке» размер поддержки увеличен до 250 тысяч рублей; расширен профессиональный состав участников программы.

Заключено соглашение между Правительством Ульяновской области, ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» и ООО «Специализированный застройщик «Балтийская строительная компания – Развитие» по реализации проекта строительства многофункционального жилого комплекса для работников филиала ПАО «Ил» – Авиастар. В МЖК работники Авиастара смогут приобрести квартиры на льготных условиях, в том числе с привлечением мер господдержки.