Будущий облик свияжской набережной, которая должна стать частью третьей очереди ЖК «Новая жизнь», обсудили на последнем градосовете в Ульяновске. Архитекторы высказались против близости новостроек к реке и слишком узкой прогулочной территории. Девелоперы говорят о том, что эта набережная находится в спальном районе, а потому “проходной” не будет. Стоимость проекта, по мнению экспертов, минимум 300 млн рублей. Рассказываем подробнее.

Членов градосовета смутила близость многоэтажек к реке — в некоторых местах она составила 20 метров. Архитектор Олег Владимиров рассказал, какие опасения высказали его коллеги:

— При расстоянии 20 метров  от стен жилых домов до воды откос к реке получится около 45 градусов или, как сейчас в проекте 3-ей очереди «Новой жизни», вертикальная подпорная стенка высотой около 4 метров. Нам нужна такая «набережная»? С учётом сложившейся практики застройки лет через 10 от Свияги, как рекреационой зоны, ничего не останется. Останется сточная канава среди бетонных джунглей «Новой жизни».

Участники градосовета предложили расширить до 50 метров зону набережных вдоль всей Свияги в черте города, «чтобы на нем могла разместиться полноценная многоуровневая набережная с озеленением и различными площадками для отдыха». А также вернуться к рассмотрению застройки Свияги «на системном уровне, а не отдельными фрагментами».

— В свое время был проведён конкурс на концепцию застройки прибрежной территории Свияги – фестиваль «ЭКО-БЕРЕГ 2021». Почему его никто не вспоминает и не учитывает его результаты?, — заявил Владимиров.

Слайды проекта победителя фестиваля «ЭКО-БЕРЕГ 2021»

Руководитель архитектурного бюро «Простор» Кирилл Штемпель уже комментировал Улпрессе, что «Свияга — это огромный потенциал для развития города, формирования благоприятной среды, создания уникальных рекреационных пространств». У него есть свое видение обустройства свияжских берегов в пределах «Новой жизни»:

— Несколько домов находятся на расстоянии около 20 метров от уреза воды, причём в этом расстоянии размещается ещё и автомобильный проезд, занимая половину пространства. То есть, остаётся меньше десяти метров до воды. Учитывая, что для строительства домов придется поднимать уровень земли до отметки улицы Шолмова, уклон от дороги до воды получится почти 45 градусов. Это либо бетонный откос, либо подпорная стена. Конечно, существует масса таких примеров обращения с рекой, когда берега просто одеваются в камень. Этот вариант достаточно распространённый, но далеко не самый лучший и для Свияги, на мой взгляд, совсем не подходящий.

Почему? По мнению Штемпеля, сделать хорошую гранитную набережную со спусками к воде, как в Питере — не самое дешёвое удовольствие, которое «застройщик вряд ли потянет»: «В лучшем случае будет вариант «Аквамарина»: габионы и ограждение»:

— Во-вторых, Свияга — это не Нева, а Ульяновск — не Санкт Петербург. В нашем небольшом уютном провинциальном городке река является элементом этого уюта. Это живая и очень живописная река, и создание каменных набережных эту живость уничтожит. Поэтому я всегда выступал против спрямления русла. Кроме того, Свияга — это рыбаки, байдарки, сап-борды, купания, кормление уток, лыжи зимой. Люди активно используют реку, даже при полном отсутствии благоустройства и необходимой инфраструктуры. Пример того же «Аквамарина», где река отгорожена от людей, показывает, что это плохое решение. Сейчас, зимой, особенно хорошо видно по следам сколько человек перелезают это ограждение. А летом пользователей реки гораздо больше.

Штемпель считает, что если одеть берега Свияги в бетон, мы получим ещё одну реку на которую можно только смотреть: «Такой уже является труднодоступная Волга».

— Создание регламентов использования прибрежной территории могло бы исправить ситуацию. Для того, чтобы они появились, нужно провести аналитическую исследовательскую работу, изучить современное состояние реки с точки зрения ландшафта, современного использования и будущего потенциала. После я бы обозначил несколько зон от уреза воды со своими регламентами:
1. Зона у воды (например, 50 метров) где можно реализовывать только благоустройство, без проездов и парковок.
2. Зона интеграции застройки в природную среду. Строить можно, но с ограничением этажности и плотности застройки, с увеличенным коэффициентом озеленения.
3. Зона застройки с сохранением визуальных и пешеходных связей с рекой.
Думаю, всё это можно закрепить в правилах землепользования и застройки. Причём, я бы ещё обязал застройщика благоустраивать прибрежную зону от их участка до воды, не зависимо от того, какое там расстояние 50 метров или 200.
Но эти правила должны быть едины для всех, — считает архитектор.

Мы взяли комментарий у владельца «Новой жизни» Дамира Абдрахманова. Он рассказал, что участники градосовета передергивают факты: «20 метров — это минимум, а так у нас расстояние — от 20 до 50 метров».

— Вообще, много это или мало — 20 метров? Кто это определил? 20 метров — это водоохранная зона, она делается не потому, что там будет благоустройство, а потому что так определено законом. Никакого отношения к набережной она не имеет. Если взять набережные в Питере, Москве, то среднем, это 4-5 метров. Взять Стамбул — огромный город, 20 млн человек. Набережная здесь 8-9, ну максимум — 10 метров. Или Сочи — метра 4 променад и два метра — велодорожка. Таких примеров можно привести десяток, — говорит Дамир.

Его позиция такова: застройка «Новой жизни» — это не центр города, а спальный район, где не нужна огромная набережная.

— Да, у нас большой район, 15 тысяч человек. Ну, кто сказал, что они все пойдут гулять каждый день по набережной? Это не центр, куда все приезжают. В субботу, в воскресенье — да, но что будет в остальное время? Мы передадим набережную городу — кто будет ее чистить, ухаживать за ней? И в целом, 20 метров — это очень большое пространство. В «Аквамарине» ширина — метров восемь. Это именно то пространство, на котором людям комфортно гулять, — поясняет Абдарахманов.

Мастер-план  набережной от “Новой жизни”

Проект, представленный «Новой жизнью» — это мастер-план, где контурно показаны планируемые преобразования. Его разработала немецкая компания Obermeyer, с кторой компания работает уже много лет. Ульяновским архитекторам не понравилась бетонная стенка, в которую хотят заковать берега Свияги. Но, по словам девелопера, это проект города, представленный еще Алексеем Гаевым, когда тот возглавлял «Агентство городских инициатив».

— Я тоже против бетонной стенки. Считаю, набережная должна быть с подходом, как сделали в «Аквамарине». Да, туда никто не ходит купаться но можно удочку кинуть, посидеть на берегу. Наш проект — это мастер-план, визуализация, которая определяет этажность, расположение домов. А реальность может быть совсем другой, — говорит Дамир.

Девеплоер уверен, что проект в любом случае будет реализован — это дело 5-6 лет. Эксперты, которых мы опросили, уверены, что проект дорогостоящий: полкилометра набережной могут стоить, по сегодняшним раскладкам, не менее 300 млн рублей.