В соответствии с приоритетами развития авиационной отрасли России, в среднесрочной перспективе планируется обновление авиапарка поставками отечественных воздушных судов нового поколения. Таким образом, актуальной задачей сегодня является импортозамещение новых авиалайнеров — SJ-100 и МС-21. Для этого в широкой кооперации предприятий отрасли идут работы по разработке российских аналогов зарубежных компонентов.
В настоящее время Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ФАУ «ГосНИИАС») участвует в опытно-конструкторской работе по созданию нового многофункционального индикатора для кабины импортозамещенного самолета МС-21-310. Разработчиком индикатора является Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (АО «УКБП»). В основу программной части индикатора войдет разработанная в ГосНИИАС операционная система реального времени (ОСРВ) JetOS.
Для обеспечения бесперебойных сбора, обработки и вывода данных комплектующие изделия, входящие в комплекс бортового оборудования (КБО), должны работать в режиме реального времени. Соответственно, разработчики программного обеспечения КБО должны обеспечить цикличную и предсказуемую работу своих приложений в условиях жестких временных ограничений. Использование операционной системы реального времени является наиболее эффективным решением этой задачи.
В рамках работ, проводимых в интересах импортозамещения самолета МС-21, ГосНИИАС занимается портированием ОСРВ JetOS на российский многофункциональный индикатор кабины пилотов, который обеспечит вывод индикации бортовых систем самолетовождения, навигации и других. В полете операционная система позволит выполнять операции до 30 приложений.
ОСРВ JetOS разрабатывается в соответствии с требованиями авиационного стандарта КТ-178С, регламентирующего процесс разработки, поэтому в процессе эксплуатации система будет надежной и кибербезопасной. На данном этапе ОСРВ JetOS обладает широкими возможностями по расширению функционала и поддержке различных аппаратных платформ, благодаря чему в перспективе может стать ядром унификации программной части КБО.