На заседании промкомитета ЗСО отчитался министр транспорта Сергей Воронцов. Главные выводы – финансирование минтранса дефицитное, поэтому нерешенных проблем много.  До тех пор, пока в Ульяновске не доделают два моста через Свиягу, федералы не дадут средства на новые объекты; в ПАТП по-прежнему не хватает водителей, изношенность автопарка достигла 75%. Из хорошего – из Ульяновска хотят запустить “Метеор” до Нижнего Новгорода, а мост на Смычки-Шевченко надеются сдать все же до конца 2024 года.

Глава минтранса озвучил главные цифры, касающиеся его сферы. В прошлом году из Ульяновска были организованы прямые авиарейсы в восемь городов России, благодаря чему аэропорт им. Карамзина впервые за всю историю обслужил более 600 тысяч пассажиров. В этом году в планах открытие новых авианаправлений (каких именно, пока не озвучивалось).

Количество пассажиров железнодорожного транспорта за три года выросло на 40%. В прошлом году из Ульяновска запустили пригородный поезд в Казань; в планах на 2024-й — «обеспечить бесперебойное сообщение».

Также ульяновские власти ведут переговоры по продлению водного маршрута до Нижнего Новгорода. Предполагается, что пассажиров будут перевозить силами нижегородских судоходных компаний. Как уточнил министр транспорта Сергей Воронцов, по маршруту будут организованы остановки в Казани, Чебоксарах и Марий Эл.

В прошлом году из Ульяновска было организовано 18 рейсов на «Метеоре» до Казани и обратно. Водным транспортом воспользовались 640 пассажиров. Цену на билет дотировали из бюджетов Ульяновской области и Татарстана: поездка обходилась в 1500 рублей (для членов семей и самих участников СВО — 1000 рублей) при полной стоимости в более чем 4,8 тысячи.

На господдержку ПАТП из бюджета в прошлом году было потрачено 452 млн рублей. В настоящий момент в регионе организовали 121 мунинципальный и 41 межмуниципальный маршрут работающий по регулируемым тарифам.

— Жители Ульяновска жалуются на работу общественного транспорта. Приоритет для нас — формирование эффективной маршрутной сети, — отметил Воронцов.

Из прочих цифр — по программе развития экологического транспорта в 2023 году в регионе потратили 42 млн рублей на строительство газовой заправки в Сурском районе и семи быстрых зарядных станций для электромобилей. На ремонт и содержание дорог было направлено более 12,8 млрд (этого хватило на 68 объектов протяженностью 195 км, из которых 58 участков — региональные автодороги, 10 — улично-дорожная сеть в Ульяновске).

В нынешнем году в планах ремонт 28 участков протяженностью более 74 км (22 — региональных и шести — в областном центре). Также минтранс подал заявку о предоставлении дополнительного финансирования, что позволит отремонтировать еще «энное количество автодорог регионального значения».

Далее пошли вопросы депутатов. Сергей Моргачев поинтересовался, почему ульяновские власти не смогли взять в прошлом году бюджетный кредит на обновление автопарка, и будет ли заявка в этом году.

— Да, парк изношен на 75%, — признался Воронцов. — Готовится заявка на приобретение подвижного состава для муниципальных предприятий. Программ, в которых мы можем принять участие, несколько —льготный лизинг, льготное финансирование с привлечением средств банка и концессионера и еще одна, которая пока обсуждается.

Ульяновские власти занялись разработкой проекта строительства подъездных путей к новому Суворовскому училищу. Напомним, комплекс учебного заведения строят в Заволжском районе на участке площадью более 20 га. Первых студентов училище, рассчитанное на 560 человек, должно принять в сентябре 2024 года. Военные специалисты уже выполнили проектно-изыскательские и земляные работы, подготовлены котлованы, начато устройство фундаментов зданий.

— Минобороны РФ обратилось к нам с просьбой взять на себя строительство подъездных путей и ливневой канализации. Выделено 50 млн рублей, разработана дорожная карта, уже заключен контракт на проектирование дороги. Мы будем делать делаем съезд с Президентского моста на дорогу к Суворовскому училищу, с установкой светофора, — рассказал зампред правительства Евгений Лазарев.

По его словам, рассматриваются два варианта строительства дороги. В работе — съезд на уже проложенную к стройплощадке временную дорогу. Второй вариант предполагал прокладку подъездных путей через земли лесного фонда, со стороны улицы Врача Михайлова, но в этом случае оформление документов заняло бы годы.

— Сейчас город прорабатывает с Минобороны вопрос передачи в собственность оставшегося земельного участка лесного фонда под перспективное строительство жилья. И когда появится точное понимание, что там будут строить, возможно, появится еще одна дорога с правильной геометрией и учетом всех норм, — уточнил Лазарев.

Василий Гвоздев вставил свою реплику: в планах министерства — закупка в 2024 году 10 единиц газомоторной техники, на что потребуется дополнительное финансирование из областного бюджета, это 20 млн рублей.

— У нас 30 из 141 единицы техники стоят на приколе. Не хватает водителей! У вас в плане стоит приобретение до 2030 года 300 единиц подвижного состава, но зачем покупать, если он так и будет стоять? Что нужно сделать, чтобы укомплектовать все водительские ставки, какое дополнительное финансирование нужно для этого? — вопросил депутат.

Сергей Шерстнев высказал свое предложение — передать электротранспорт в ведение области и сделать так, чтобы субсидирование поездок в нем шло, в том числе, за счет федеральных средств:

— Сегодня себестоимость поездок на электротранспорте — более 70 рублей. «Львята» стоят, неважно, кто руководитель «Ульяновскэлектротранса» (сейчас МУП возглавляет его сын Александр — прим. ред.). Система на 30% проц разрушена, проблемы очень большие.

Сергей Воронцов отметил, что все упирается в финансирование, плюс, это «сложная работа, которая займет не один год, в части финансового обеспечения и документов, аудитов, проверок».

— Сегодня в целом финансирование транспортной отрасли недостаточное, — пояснил министр.
— Главное — поставить цель, — парировал глава комитета Дмитрий Грачев.
— А что изменится? Мы бы с удовольствием, при наличии свобожных средств, поддерживали бы электротранспорт. В ковидный год так делали. Но, к сожалению, обеспечение Минтранса дефицитное, — пояснил Лазарев.

Его однофамилец, депутат Николай Лазарев поднял вопрос строительства шумоизоляционных экранов на участке трассы, ведущей от Императорского моста, у Карасевки, и их обновления — там, где дорога на новый мост, у СНТ «Дубрава»: «Их состояние удручающее, может быть, сделать из хорошего материала, чтобы весной не образовывалась ржавчина?». Также он предложил сделать надземный пешеходный переход на Димитровградском шоссе «рабочим»:

— Здесь не работает лифт, нужно его починить, плюс сдвинуть остановки на 50 метров к переходу, чтобы люди здесь ходили.

Заговорили о «перезревшем» ремонте Императорского моста. Наконец расставили точки над i, кто и за что отвечает: конструкции и деформационные швы — в ведении РЖД, а дорожное полотно и плиты — у города. Дмитрий Грачев рекомендовал найти общий механизм, «чтобы не были как рак, лебедь и щука»:

— Занимать позицию конфронтации нельзя, на мосту аварии каждый день, иногда по два раза!

Василий Гвоздев поинтересовался, как можно ускорить процесс строительства дублера Московского шоссе: в докладе, который Воронцов представил депутатам, сдача 4-й очереди новой дороги запланирована на 2030 год.

— Сначала эту развязку хотели закончить в 2025 году, теперь на пять лет позже. С учетом ремонтов мостов, мы в этом году просто встанем. Для Пушкаревского кольца это капитальная нагрузка, — возмутился депутат.

Евгений Лазарев объяснил, что своими средствами регион этот проект реализовать не может — слишком дорогостоящий:

— С федералами мы работаем в пятилетнем утвержденном плане. До 2027 года в нем стоят только два объекта — мосты через Свиягу (минаевский и в створе Смычки-Шевченко). Пока они не будут сданы, финансирования новых объектов не будет. Если, конечно, не изменится в целом обстановка в стране.

Напомним, сейчас в эксплуатацию введена только первая очередь дублера. Оставшийся проект направлен на госэкспертизу.

Что касается затянувшегося строительства нового моста через Свиягу в створе улиц Смычки-Шевченко, то Воронцов озвучил хорошую новость:

— Мы договорились, что подрядчик получит кредитные средства. Также мы готовы предусмотреть частичное региональное софинансирование. Ожидаем дополнительного поступления федеральных средств в рамках субсидий. Рассчитываем ввести мост в эксплуатацию до конца года.

Напомним, в начале февраля было заявлено, что у подрядчика появилась проблема — ему нужно было срочно заказывать металлопрофиль и изготавливать пролеты. Для этого единовременно требовалось вложить 300 млн рублей. Такой суммы у подрядчика не было. В целом с начала строительства мост в створе Смычки-Шевченко подорожал с 1,2 до 1,8 млрд рублей. Причиной срыва сроков в региональном минтрансе называют проблемы с федеральным финансированием.

Сергей Моргачев провел долгий диалог с руководителем ЦОДД Дмитрием Аксёненко. Депутата интересовала эффективность работы Центра, количество камер, почему количество мест концентрации ДТП не уменьшилось (в 2022 году их было 13, а в 2023-ем — 19), кто именно принимает решение о закупке новых устройств фото- и видеофиксации (одна камера стоит 1,5-2 млн рублей) и почему у ЦОДД образовался долг. Немого успокоили Моргачева цифры, касающиеся нарушений парковки и стоянки автомобилей: в январе-феврале 2023 года с помощью мобильных систем их зафиксировали. 6 200, а за два первых месяцев 2024-го — 17 300. В целом депутат высказал намерение и дальше проверять работу ЦОДД.

Еще одни показательные данные — о снегозащитных ограждениях на трассах. По словам Воронцова, в прошлом году в регионе установили более 13 тысяч щитов.

— Недостатки были, мы понимаем проблемы. Но по нормативам стоимость содержания 1 км региональных дорог — 430 тысяч рублей. А федеральных — от 1,5 до 3 млн рублей. Совершенно разные силы и средства. У подрядных организаций всего 300 единиц снегоуборочной техники. А норматив — 1000 единиц, — пояснил министр.