На недавней прямой линии мэр Ульяновска Александр Болдакин снова заговорил о необходимости соединить с помощью электротранспорта Заволжье и правобережье. Речь об этом зашла во время подведения итогов визита в регион делегации из республики Беларусь. “Мы изучили возможность покупки специализированной дорожной и коммунальной техники, а также троллейбусов на автономном ходу. Основная цель внедрения этого транспорта, в нашем случае — соединить электротранспортным сообщением Заволжье с другими районами города и сделать жизнь горожан комфортнее”, – заявил тогда мэр. Один из самых ярких комментаторов Улпрессы Андрей Елисеев (Хамло Трамвайное) считает, что на правом берегу троллейбусам делать нечего, и описал свое видение развития электротранспорта в Ульяновске. Публикуем его прямую речь. “Я считаю, что троллейбусу с батарейками, электробусу или ещё какой-то невиданной технике на правом берегу Волги в нашем городе делать нечего. Нечего делать именно сейчас. Вот когда откроется движение трамваев и троллейбусов по новому мосту, можно будет поговорить о том, где запустить троллейбус на правом берегу, а на левом – трамвай. Это моё личное мнение, ничем не отличающееся от мнения Болдакина. Но одного наделили властью, а другого – нет. Одному приносят “экспертные заключения” на бумажке, а другой – читает книжки с “картинками”. Думаю, что у нас честные и неподкупные чиновники, и в продвижение идеи связать два берега реки троллейбусом нет никакой коррупционной составляющей. А есть лишь желание решить проблему с перевозками. Однако в виду отсутствия понимания, как это можно и нужно сделать, было принято такое решение – уже готовое. Но чужое. Кому это нужно и кто получит выгоду? Раньше Беларусь продавала свою технику по всему миру. Но основным рынком были республики бывшего СССР. Сегодня от него осталась только РФ. В Беларуси на заводе БКМ выпускают трамваи и троллейбусы, а на МАЗе – автобусы и троллейбусы. Для Ульяновска они могут предложить только трамваи и троллейбусы, т.к. автобусное производство у нас есть своё. Но есть одно “НО”: что-то они в последнее время продукция БКМ часто горит и ломается. Посмотрите на статистику хотя бы по Краснодару. Скрин с сайта СТТС по статистике подвижного состава. Желтым выделены составы, которые не эксплуатируются. Что нужно пассажиру? Удобный транспорт. Комфортный. Работающий по расписанию и которым гарантированно можно воспользоваться в любое время. На котором можно будет доехать, откуда тебе нужно и туда, куда тебе будет нужно, с минимальной тратой времени на ожидание нужного маршрута, минимальным временем в поездке и минимальным количеством пересадок. Пассажиру наплевать, на чём он будет ехать. Будь то трамвай, автобус, троллейбус или так называемая маршрутка. Да хоть даже струнный транспорт Юницкого, который хотел нам построить в городе бывший губернатор. Вопрос лишь в бюджете реализации такого проекта. У МУП “УЭТ” уже есть опыт эксплуатации автобусов. Сейчас оно обслуживает 72 и 65 автобусные маршруты. Город должен отказаться от услуг ОАО “ПАТП-1”, и на городских маршрутах оставить только муниципальный транспорт. Кто-то возразит: в Москве эксплуатируют электробусы, почему у нас так нельзя? Да, это нормально, когда электротранспорт приходит на замену технике с ДВС – автобус заменяют троллейбусом или электробусом. Но в Москве заменили ненавистный кое-кому троллейбус. Плюсов это не принесло. Тот же дизель для отопления зимой. Долгая зарядка на конечных. А в результате – либо увеличенные интервалы, либо увеличение выпуска ПС на маршрут. А водителей и так не хватает. Для запуска электробусов в Ульяновске нужно будет строить новую инфраструктуру для зарядки, делать ее не только в депо, но и на конечной. Где в центре Ульяновска можно ее организовать? На месте гостиницы, которую построили в яме (снести нельзя построить)? Конечная электробусов в Москве (фото отсюда) Соответственно, это приводит к повышению стоимости перевозки одного пассажира, или к ухудшению качества обслуживания с увеличением интервалов и неработающим отоплением салона зимой. В других городах массово стали закупать троллейбусы с увеличенным автономным ходом. И троллейбус пришёл в те городские районы, где его раньше никогда не было. Почему для нашего города это не выход? Давайте посчитаем. Допустим, мы решили продлить до центра города 15-й троллейбусный маршрут. Сейчас протяжённость маршрута – 28 с копейками километров. Выпуск – 6 машин, интервал – 18 минут. Возьмём расписание движения троллейбусов, 3 наряд. Оправление от Краснопролетарской в 12:34, возвращение 14:15. Оборотный рейс составляет 101 минуту. Делим 28 на 101 и умножаем на 60. Средняя маршрутная скорость выходит 16,5 км/ч. Теперь считаем, сколько у нас выйдет маршрут до центра города. А это 24,444 км. Или оборотный рейс примерно в 49 км. На него нужно около 178 минут. Или выпуск (при том же интервале) на маршрут должен составить 10 машин. А это на 4 машины больше, чем сейчас. Если взять график работы 4+1+4+1, то нам нужно ещё как минимум 10 водителей. График работы водителей Ну а с количеством подвижного состава вообще выходит засада. Это же не обычные троллейбусы, а с увеличенным автономным ходом. Для нормальной и стабильной работы резерв закладывается в 20%. Итого, только на один маршрут, с интервалом движения (примерно) в 18 минут нам нужно 12 единиц. Новых. Только что из магазина! Но вспомните, что у нас троллейбусов много, а вот работать на них некому, и будет ещё больше. Давайте зайдём на сайт БКМ и посмотрим, что они могут предложить в данный момент. А предложить они могут только две модели троллейбусов. Это БКМ 321 “Ольгерд” и БКМ 333 “Ольгерд”. В чём у них различие? Да ни в чём, лишь в количестве перевозимых пассажиров. Цитата: “Троллейбусы OLGERD могут быть оборудованы системой автономного хода на базе современных накопителей электроэнергии. Зарядка накопителей осуществляется в процессе движения под контактной троллейбусной сетью. Возможность автономного хода до 20 километров”. Система автономного хода – это дополнительная опция. За отдельную плату. И она не включена в ту цену, которую нам сейчас говорят. Возвращаемся к нашим расчётам и видим, что маршрут в центр города от самой крайней точки с Нижней террасы, где есть троллейбусные провода, составляет 19 километров. Это на грани возможности. Именно поэтому бывшего директора МУП «УЭТ», Бориса Борового и “не взлетело”. В 2015 году для Ульяновска закупили три троллейбуса БКМ 32100D. На одном даже были батарейки. И его даже катали по всему городу. А ещё один собирали сами, с бортовым номером 22. И его тоже катали и фотографировали по всему городу. Не взлетит и сейчас. А деньги просто будут выброшены на ветер. Кстати, может быть, именно поэтому и было предложено троллейбус пустить до трамвайной остановки “Улица Железной дивизии”? От перекрёстка улиц Шофёров с Краснопролетарской и до перекрёстка улиц Карла Либкнехта и Железной дивизии выходит какие-то 8,42 километра. А это уже не на грани фола (19 км вместо 17 км). Что приводит к непонятной пересадке для пассажиров. А в дальнейшем, при деградации батарей – выбытию, с сокращением выпуска на маршрут, с увеличением интервала и с последующей отменой этого самого троллейбусного маршрута в центр города. Кстати, Боровой очень старался (хоть и был бывшем директором ОАО “ПАТП-1”) избавить город от зависимости сезонных (садовых) маршрутов, на которые каждый год, в погоне за коротким рублём, ПАТП-1 кидало все свои резервы и просто игнорировало потребности города. Ведь городские перевозки не приносят такого дохода, как садовые маршруты. Все горожане помнят, что у нас происходит с автобусами с наступлением садово-огородного периода. Это было и тогда (при СССР), это есть и сейчас, и это будет всегда, пока коммерческие перевозки будут стоять рядом с муниципальными. Неужели ничего нельзя изменить? Можно. И нужно! Сейчас проблема не в закупке нового подвижного состава, а в том, что контактная сеть троллейбуса на Нижней и Верхней террасах не развита, и все новые маршруты будут идти там, где сейчас они и ходят. А в данный момент это маловостребованные направления. Улица Димитрова без проводов. Оренбургская – в одну сторону. Да и в Новом городе не лучше.Для всего этого нужно реконструировать уже имеющуюся контактную сеть (где-то и что-то перенести, или сделать новый поворот), и делать новые линии, а уже потом думать – куда и что продлить и какие батарейки купить. В данный момент следовало бы все троллейбусные маршруты, следующие до Верхней террасы (улица Оренбургская), отменить и вместо них пустить автобусные. Это стало бы оптимальным решением в данной ситуации. Какие маршруты должны быть в Ульяновске?
Но этот список включает и трамвай, и троллейбус, и автобус. Что из них на каком маршруте? Пассажиру не нужно помнить, трамвай ли это 1 маршрута, или автобус того же, а, может быть, и троллейбус, и тоже 1 маршрута. Это сквозная нумерация для всех видов транспорта. И если человеку сказали: тебе нужно сесть на 4 маршрут, то он на него и сядет. Самое главное, чтобы пассажира довезли туда, куда нужно. И если нужна пересадка, то она будет бесплатной, так как это должен быть один перевозчик. Ну а если так хочется троллейбус в центре города, то проще и дешевле построить 2 подстанции и протянуть провода. И запустить нормальные и обычные троллейбусы. Всё сказанное выше – только моё личное мнение. И оно может быть как ошибочным, так и неправильным”. |
|