Техническое перевооружение «Авиастара» оценивается приблизительно в 10 миллиардов рублей — такую цифру привел губернатор Алексей Русских. Ульяновский авиазавод включен в Комплексную программу «Ростеха», которая предусматривает модернизацию многих российских авиастроительных предприятий. Узнали, что именно хотят обновить на «Авиастаре» и каковы производственные перспективы авиазавода.

Последние изменения в Комплексную программу по расширению производства воздушных судов, авиационных двигателей, приборов и агрегатов, в том числе в целях создания системы послепродажного обслуживания гражданских воздушных судов, реализуемую госкорпорацией «Ростех», были приняты в январе нынешнего года. 283,2 млрд рублей на возвратной основе для финансирования проекта привлекут из Фонда национального благосостояния. Для этого Ростех разместит 15-летние облигации под 1,5% годовых (первые два года предусмотрен льготный период по выплате купонного дохода).

Проект предусматривает техническое перевооружение предприятий, увеличение заводских мощностей, проведение опытно-конструкторских работ, включая создание новых материалов и электронной компонентной базы. Благодаря этому до 2030 года планируется выпустить более 600 полностью отечественных самолетов. А до 2040 года предполагается собрать 1869 воздушных судов — 342 SSJ-NEW, 990 МС-21-310, 190 Ил-114-300, 315 Ту-214 и 32 Ил-96-300.

В паспорте инвестпроекта прописаны работы на «Авиастаре» со сроком их окончания:

  • техническое перевооружение производства обшивок самолета МС-21 — октябрь 2025 года;
  • техническое перевооружение агрегатного производства — декабрь 2025 года;
  • развитие общезаводской инфраструктуры по обеспечению выпуска Ил-114-300 — декабрь 2025 года;
  • техническое перевооружение производства деталей МС-21— февраль 2026 года;

Также к январю 2027 года планируется завершить техническое перевооружение производства крыла МС-21-310 на заводе «Аэрокомпозит».

Напомним, «Авиастар» участвует в кооперации по сборке самолетов МС-21 (в Ульяновске делают панели отсеков фюзеляжа, подкилевой отсек, хвостовое оперение и двери) и Ил-114-300 (панели фюзеляжа, люки и двери). Как уточнили на авиазаводе, модернизация, в числе прочего, предусматривает дальнейшее благоустройство территории, внутризаводских дорог, производственных корпусов.

Что касается выполнения масштабного госзаказа по сборке Ил-76МД-90А, то эксперты полагают, что выход авиазавода на производство 18 военных транспортников в год вполне реален. Недавно глава регионального Минпрома Николай Зонтов рассказал, что в прошлом году «Авиастар» собрал пять самолетов, план на этот год — шесть воздушных судов. Выйти на ежегодный объем в 18 самолетов предприятие должно в ближайшую четырехлетку.

— Под 18 самолётов в год готовится производство: и финальная сборка, и агрегатное производство, и мощности подрядчиков. Насколько эти планы реалистичны? Вопросы и в наборе кадров, но мы видим, какие усилия предпринимаются и ОАК, и регионом. Вопросы и в финансировании, но никаких заявлений о сокращении закупок мы в СМИ не видели. Что касается потребности внутреннего рынка, то только Минобороны на старте программы оценивало их от 50 до 90 самолётов, сейчас потребности явно не сократились. Плюс нужны такие самолёты другим силовым ведомствам, — отметил исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

У Ил-76МД-90А есть и хороший экспортный потенциал. На выставке в ОАЭ озвучивалось, что РФ получила запросы примерно на 40-50 машин. По мнению Пантелеева, с учётом длинного жизненного цикла программы, реальный потенциал — как минимум, вдвое выше.

Отразится ли на работе «Авиастара» перенос старта серийных поставок МС-21?

— Да, событие не радостное. Но стоит напомнить, что показатели по суммарному объему выпуска гражданской авиатехники к 2030 году не снижались. Следовательно, у «Авиастара» сейчас приоритетной задачей будет наращивание объёмов выпуска «Илов», что и логично. В условиях СВО военно-транспортная авиация решает множество задач, и наличие современных, эффективных машин — большое подспорье для армии. Но потом акцент надо будет переносить на гражданскую авиатехнику. Так что можно констатировать, что работы у предприятия будет невпроворот. И перенос сроков по МС-21 не заставит завод сидеть без работы ни сейчас, ни потом, — резюмировал эксперт.

Фото на главной – ОАК