Эколог-общественник Александр Брагин обратился к депутату Госдумы Владимиру Плякину с просьбой обратить внимание на возможную новую «оползневую» проблему в Ульяновске. В Железнодорожном районе, на месте бывших СНТ, практически на самом склоне Волги, были сформированы земельные участки под жилищное строительство. Жители соседних улиц — Неверова, Аксакова, поэта Благова — опасаются, что если здесь начнут какие-то работы, оползень может активироваться, разрушительные процессы повлияют и на их дома. Десять лет назад, по заявлению владельцев расположенных здесь домов, межевание соседних участков было аннулировано: эту историю назвали “делом о заползне”. Сейчас она, похоже, повторяется.

В советские времена в месте, о котором написал Брагин, были дачи — в частности, товарищество «Волга-6». В 80-90-х люди начали забрасывать сады — земля по воздействием разрушающего действия Волги ползла вниз. В 1997 году было проведено обследование этого места, эксперты сделали вывод, что дач здесь больше нет, так как садоводы не могут ни заниматься своими участками, ни даже нормально до них добираться.

Но после на Публичной кадастровой карте на месте бывших дач появились участки под жилищное строительство. Землю «нарезали» и передали в частную собственность. Один из таких «наделов» находится буквально в 300 метрах от Волги. Здесь

Участки, отданные под жилую застройку, имеют кадастровые номера 73:24:11013:1039, 73:24:000000:2727, 73:24:011013:1038, 73:24:000000:1099, 73:24:000000:2726, 73:24:000000:1098, 73:24:000000:1096 и другие. Они перемежаются с “шестью сотками”, разрешенное использование которых – “для садоводства”.

– В прошлом году, по моим данным, здесь начали формировать новые земельные участки на земле, заросшей кустарниками и деревьями. Некоторые участки имеют площадь по 0,5 га, всего под застройку отдано около 3-4 га в оползневой зоне. В феврале туда пыталась заехать тяжелая техника, из почвы сразу же начала выступать вода. У людей, которые живут рядом, возник вопрос: как разрешили здесь, в таком сложном в геологическом плане месте, сформировать земельные участки под жилищное строительство? Никаких противоооползневых работ проводить здесь не планируется, в это нужно вложить миллиарды рублей. Если здесь решат возвести даже малоэтажные дома, это может вылиться в новую историю с обманутыми дольщиками, потому что это опасное место с подвижными грунтами. Также начало любых строительных работ грозит безопасности жизни людей, проживающих выше линии границы оползневых процессов: они могут затронуть жилые здания на улицах Неверова, Аксакова, поэта Благова и других, где проживает несколько тысяч жителей человек, – говорит Александр Брагин.

Следы от тяжелой техники на одном из участков. Фото Александра Брагина

Около десяти лет назад юрист Алмаз Кучембаев выиграл «дело о заползне» — через суд было отменено межевание участков, которые располагались именно в этой оползневой зоне. На них уже готовилась застройка. В суд подали владельцы домов на улице поэта Благова — они обоснованно опасались, что новая стройка на склоне Волги грозит им серьезными неприятностями.

— Раньше на склоне было СНТ, которое «поползло», об этом есть соответствующие госакты. Но нашлись предприимчивые люди. По документам мы видели такие фамилии, как Ивахненко и Мешечков (Василий Ивахненко — застройщик скандально известного дома на Кузоватовской — прим. ред.), которые скупили у дачников «мертвые души» — участки на склоне, размежевали и поставили их на кадастр. При этом документально произошел процесс, который мы назвали «заползнем» — разбросанные по оползневому склону участки «поднялись» наверх, ближе к улице поэта Благова. Мы доказали, что это было проведено незаконно, и отменили границы некоторых участков, — пояснил Кучембаев.

По его словам, большая проблема заключается в том, что в ульяновских градостроительных документах нет координат зон (в том числе, оползневой). Сначала юристы пытались найти их на генплане, но им заявили, чтобы ждали обновленный генплан. Потом попытались найти координаты на ГИС ОГД, но их тоже не показали, заявили, что «это внутренняя информация».

Кучембаев говорит, что прецедент создан, и местные жители, при желании, могут взять выигранное им дело и выйти в Железнодорожный суд с иском.

В Ульяновской области до сих пор нет единого нормативного акта, посвященного оползневым зонам. Согласно ст. 20 Правил землепользования и застройки г. Ульяновска, границы оползневых зон и допустимой застройки определены на основании «Отчета по определению границ оползневой зоны г. Ульяновска», выполненного ОАО «Ульяновск ТИСИЗ» в 2004 году.

В мэрии прокомментировали ситуацию так:

– Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельные участки с кадастровыми номерами 73:24:011013:1039, 73:24:000000:2727, 73:24:011013:1038, 73:24:000000:1099, 73:24:000000:2726, 73:24:000000:1098, 73:24:000000:1096 стоят на кадастровом учете с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство». Сведениями о формировании данных земельных участков Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска не располагает. Разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства или уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на вышеуказанных земельных участках не выдавались.