На коммунальном комитете ЗСО сегодня вновь отчитывался глава регионального Агентства госстройжилнадзора Александр Карлин. Ранее депутаты попросили его доработать доклад: у них накопились замечания к работе Агентства. Парламентарии посоветовали жестче действовать с нерадивыми управляющими компаниями, которые перерегистрируются по несколько раз и не отвечают за качество работы; привлекать к ответу УК, из-за которых люди получают травмы и взаимодействовать по этому вопросу с Минздравом.

Карлин рассказал, что в прошлом году Агентство продлило лицензии 37 управляющим компаниям и отказалось продлевать срок у 32 УК. Причина — долги перед ресурсоснабжающими организациями и неполное заполнение ГИС ЖКХ. Также в 2023 году в регионе было выдано 45 новых лицензий, в 14 случаях заявителям отказали из-за недостоверности предоставленных сведений и нарушений в оформлении поданных документов. По данным на 1 января 2024 года на территории Ульяновской области деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляют 183 УК.

Депутаты обратили внимание на то, что за последние пять лет некоторые дома много раз переходили от одной УК к другой, а учредители были те же самые: «Есть ли над ними контроль?». Карлин отметил, что с сентября нынешнего года вступят в силу новые требования к лицензиатам, которые должны убрать с рынка недобросовестные УК: судимость должна отсутствовать не только у гендиректора компании, но и у учредителей; не должно быть задолженностей перед ресурсоснабжающими организациями, а также сведений о невнесении информации в ГИС ЖКХ и неисполнений предписаний жилинспекции. УК, не соответствующим этим требованиям, будут отказывать в выдаче лицензий.

Депуаты подняли вопрос о работе с нерадивыми УК, которые не могут справиться с гололедом. Карлин уточнил, что конкретных сигналов о травмах от собственников в Агентство не поступало:

— Это прерогатива Минздрава, но статистику мы ведем: в 2023 году было 1413 случаев травмирования людей, из них 19 – падение снега с кровли, 11 — скользкая лестница.

Ответное слово взял депутат Владимир Камеко:

— В моем понимании ваше Агентство должно выполнять роль контроля организации содержания жилищного фонда. Если вы говорите, что люди обращались в минздрав, то что — минздрав должен обратиться в УК с задачей дать предписание почистить лестнинцу или убрать сосульки?

Александр Карлин пояснил, что Агентство ведет надзор за договорными отношениями, которые подписаны с собственниками жилья:

— Если есть нарушения, что УК ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, мы реагируем и выезжаем. По травматизму граждане имеют право обратиться в суд с жалобой на УК, написать жалобу в Агентство, и мы проведем контрольно-надзорное мероприятие без согласования с прокуратурой и примем меры.

Рамиль Хакимов уточнил — может ли минздрав передавать в Агентство информацию-обращение, когда человек ломает ногу или руку на придомовой территории: «Ждать от человека обращения можно долго, он может подумать, что это бесполезно».

Я немного ошарашен: вы статистику ведете, более тысячи человек получили травмы на придомовых территориях, а вы ничего сделать не можете, — признался депутат.

Карлин уточнил, что руки-ноги ломали «на дорогах, плюс было падение снега с кровель» и заявил, что на обращения Агентство реагировать будет. Хакимов попросил протокольно оформить поручение наладить взаимодействие с минздравом, чтобы информация поступала в госстрожилнадзор.

Депутат Андрей Седов озвучил «пожелание на будущее» главе Агентства:

— Вы сами сказали, что вы надзирающий орган. И мы хотели видеть в вас именно функцию по защите прав наших граждан. Многие люди обращаются к вам со всякими просьбами. Я спрашиваю: «И что?». В ответ: «Получили отписку». Так оно и есть — чаще всего это просто отписки, ничего не решающие. Прошу вас не заниматься отписками, а людям помогать и доводить дело до конца, контролировать.

Александр Карлин пообещал ситуацию «доработать»: «На 100% отследить все ответы практически невозможно, но сегодня увеличено и количество личных приемов, и я отслеживаю выполнение получений, которые даю своим замам».

Василий Гвоздев поинтересовался расхождением в цифрах — в отчете написано, что Агентство рассмотрело 1148 заявлений управляющих компаний о включении (исключении) многоквартирных домов из управления. Вынесено 1311 решений.

— Предполагаю, что как раз это и есть скрытая смена юрлица — одна управляющая компания 600-700 домов исключает из своего перечня, а другая тут же включает. Для того, чтобы не только вы держали это на контроле, но и мы владели информацией, дайте, пожалуйста, реестр на 1311 домов. И мы увидим, какие компании подали документы на то, что они уходят, какие дома включают и так далее, — попросил Гвоздев.

В итоге Карлину посоветовали не сидеть и не ждать, пока поступят жалобы, а заниматься плановыми работами.