Прокуратура Чердаклинского района начала проверку в связи с обращением в правоохранительные органы малолетней девочки, по информации ведомства, «сообщившей о применении в отношении нее насилия женщиной-опекуном и ее совершеннолетним внуком». «Проверка показала, что должностные лица отдела по опеке и попечительству формально проводили обследование условий жизни детей в этой приемной семье»,— сообщают в ведомстве.

«Несмотря на то что воспитанники указывали сотрудникам отдела на происходившее в семье, в том числе факты побоев и издевательств, меры к защите прав несовершеннолетних предприняты не были»,— подчеркивают в обл­прокуратуре.

Как пояснили «Ъ» в СУ СКР, по уголовным делам в отношении органов опеки и в отношении опекунши пока обвинение никому не предъявлено. В то же время предъявлено обвинение в истязании несовершеннолетнего ребенка (ч. 2 ст. 117 УК РФ, до семи лет лишения свободы) внуку опекунши, который протыкал ногу девочке строительным степлером (ему 21 год), ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, сообщили в СУ СКР. По информации следствия, свою вину внук «фактически признает», на допросах он сказал, что «его бесит, когда кто-то бабушку не слушается», «уже первые данные расследования показывают, что факты истязания детей в том или ином виде были неоднократными по отношению к разным детям».

Всего за почти 19 лет опекунша имела на своем попечении 20 приемных детей.

По словам старшего помощника прокурора Ульяновской области Василия Зимы, в ходе прокурорской проверки органы опеки отвечали, что «они делали все возможное, чтобы защитить детей, проводили обследования, и якобы все было нормально». «Но нормально там быть не могло, тем более что дети, которые теперь уже стали взрослыми, рассказывают аналогичные и даже более шокирующие факты, а также о том, как они просили органы опеки забрать их оттуда»,— сказал господин Зима, отметив, что прокуратура сейчас проводит комплексную проверку всех органов опеки и попечительства, «потому что, похоже, аналогичные факты могли быть и в других районах».

Между тем выясняется, что семья Салиховых, о которой идет речь, считалась одной из лучших в регионе, о ней неоднократно писали местные СМИ как о примерной приемной семье. Как подтверждают в региональном министерстве соцразвития, в 2018 году семья была признана лучшей приемной семьей. Курирующая эту сферу зампред облправительства Анна Тверскова сказала «Ъ», что до этого момента «никаких сигналов о каких-то проблемах с этой семьей не было — ни от местных органов опеки, ни от соседей». Она считает, что теперь что-то придется пересмотреть в технологии работы органов опеки, «помимо традиционной проверки бытовых условий, наверное, надо вводить психологическое тестирование опекуна и детей, не зря же говорят, что существует профессиональное выгорание».