В одном из прошлых выпусков газеты «Панорама УАЗ» мы анонсировали интервью с Альбертом Михайловичем Рахмановым, в котором он поделился воспоминаниями о создании товарного знака УАЗ.

Впервые подобие логотипа на Ульяновском автомобильном заводе появилось в 1953 году, когда были созданы эскизы внешнего облика автомобиля повышенной проходимости вагонного типа. На их облицовке появилось изображение буквы У, просуществовавшее очень недолго.

Вопрос о необходимости логотипа снова встал в середине 50-х годов после разработки автомобиля УАЗ-450. Профессиональные художники завода Анатолий Федорович Ковалев и Петр Васильевич Куликов создали большое количество эскизов и макетов товарного знака самых разнообразных очертаний и смыслового наполнения с различным шрифтовым наполнением на фоне простых и замысловатых геометрических фигур, иногда дополненных натуралистическими изображениями (лось, мост через Волгу, волны, маяк, дубовые листья и желуди, схематическое изображение птицы («волжской чайки»). Но самым первым стал логотип в виде круга с расположенным на внутреннем поле словом «УАЗ» и отходящими от него «крылышками». Он был разработан П.В. Куликовым для автомобилей семейства УАЗ-450 и устанавливался на них до появления автомобилей семейств «451» и «452», на которых ставился уже новый знак.

Вспоминает Альберт Михайлович:

– В 50-е годы на автомобили устанавливался логотип Куликова, как на серийные, так и на опытные. Но этот товарный знак не прижился: он был тяжел в изготовлении (каждый устанавливали и красили вручную), а также не угадывалось, что автомобили произведены в Ульяновске. Так появилась идея о создании нового знака.

В тот момент в свободное от основной работы время я также приступил к поискам нового варианта логотипа.

Идея стилизованной буквы «У» пришла еще в 57-ом году, когда я только-только пришел на УАЗ и разрабатывал второй дипломный проект. И когда начались поиски нового знака, основа уже была.

– Почему я не хотел отходить от этой буквы? Известно, что первые наши автомобили выходили с буквой «У» на облицовках (прототип «Сорока»). Но эта буква была чересчур «натуральной». У – может быть Уфа, Уссурийск. Да мало ли городов в нашей стране на букву «У»? Надо было сделать что-то другое.

Тогда еще Альберт Михайлович не подозревал, что получится именно птица, просто хотел создать особенную букву «У». Для окончательного оформления фирменного знака необходима была надпись. На ребрах ее делать было нельзя, даже если делать их плоскими. Так появилась идея круга. К тому моменту уже возможно было применять технологию литья, первые же эмблемы на наших автомобилях делали из латуни.

Ульяновский совнархоз в 1962 году объявил конкурс на художественное оформление промышленных товаров, выпускаемых в области, и наши художники приняли в нем участие. Победителем конкурса стал товарный знак, разработанный Альбертом Михайловичем Рахмановым.