Долгожданная весна приносит с собой теплую и солнечную погоду. С приходом плюсовой температуры на городских улицах начинается и активное снеготаяние. Довольно часто это приводит к образования сосулек и наледи на крышах домов, создавая аварийные ситуации. Кто ответственен за очистку кровель и как проходит процесс устранения сосулек, рассказывает Андрей Ворожецов, заместитель руководителя Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области.

Поскольку крыши и чердаки — это общедомовое имущество, значит, и поддерживать их надлежащее состояние должна обслуживающая организация, чаще всего это именно управляющая компания, как поясняет Андрей Ворожецов. И у этой процедуры даже есть свои нормативы. Если крыша дома плоская, то очистка производится по мере необходимости, то есть при возникновении протечки или большой снеговой нагрузке. А вот скатные кровли освобождать от сосулек и наледи нужно, когда их слой достиг примерно 10 сантиметров.

Первый тип кровель работники управляющих компаний могут с легкость чистить сами, а вот во втором случае потребуется привлекать промышленных альпинистов, которые имеют допуск к работам на высоте.

Зачастую бывает такое, что после уборки рядом с подъездом остаются огромные кучи из снега и льда. Это является грубым нарушением со стороны обслуживающей организации. Дворники или работники УК сразу должны производить уборку упавшего снега, поскольку проход к подъезду всегда должен быть свободен.

А вот балконы не являются частью общедомового имущества, поэтому и следить за их состоянием должны собственники. Если козырек, установленный самовольно (то есть не предусмотренный проектом дома), изрядно оброс наледью, управляющая компания выдает предписание на его очистку собственникам квартиры. В ином случае, когда не было проведено самовольное остекление, жилец должен сам оповещать управляющую компанию о необходимости убрать нависшие ледяные сталактиты.

— В случае, если обслуживающая организация вовремя не убирает сосульки и наледь с крыш и это вызывает угрозу здоровью, вы можете направить жалобу нам. Мы регистрируем это обращение и выезжаем на контрольно-надзорное мероприятие, фиксируем нарушения, если они есть, в протокол. Также на место приглашаются представитель УК, и он уже подписывает протокол или, наоборот, отказывается это делать, мотивируя объективной причиной. Далее документ передается в судебные органы, и уже суд решает вопрос о виновности УК. Чтобы не доводить дело до суда, сотрудникам УК всего лишь нужно поддерживать кровли в хорошем состоянии, — объясняет заместитель руководителя госжилнадзора.

Направить жалобу можно двумя способами. Житель МКД может подготовить письменное заявление на имя руководителя Агентства с указанием своего адреса и данных. В теле письма нужно описать суть проблемы и отправить обращение по адресу: город Ульяновск, улица Карсунская, дом 4. Но в век цифровизации можно упростить эту процедуру и оставить заявку на портале госуслуг. Там данные подтверждаются автоматически.

Сейчас таких обращений в Агентство с начала года набралось всего 10 штук. По некоторым из них уже составлены акты, документы направлены в суд для дальнейшего разбирательства.

Но дело может принять совершенно иной характер, если на кого-то из жильцов или на их личное имущество все-таки упал большой кусок наледи. В этом случае вам нужно найти очевидцев несчастного случая или самому зафиксировать на фото или видео последствия происшествия. Если были получены травмы, то обязательно обратитесь к врачу за справкой, в которой будет перечислен весь ущерб. Далее необходимо написать заявление в управляющую компанию с приложением медицинской справки. После всех действий обратитесь в полицию, они зафиксируют полученный ущерб и проведут расследование.