Накануне отчета министра Олеси Колотик-Каменевой перед членами соцкомитета ЗСО начали курсировать слухи о скорой отставке чиновника – якобы депутатам дали разнарядку не принимать отчет, что автоматически дает карт-бланш на кадровые ротации. Одни источники говорят, что министру не получается “оседлать минздрав” и в полной мере контролировать все курируемые вопросы. Другие собеседники редакции из “белого дома” называют это слухами: “Врагов у нее много, у деятельных людей так обычно всегда”.

Тем не менее отчет вышел «горячим». Критических замечаний парламентарии действительно высказали много, а мнения насчет работы Колотик-Каменевой разделились от «зачем нам такой министр, который ничего не видит» до «министр все видит, а во всем виновато хроническое недофинансирование и коррупция при прежних руководителях». В итоге отчет депутаты приняли, создав интригу — прямую трансляцию выключили в момент голосования.

Врач почти на 2 ставки

Доклад Олеся Колотик-Каменева начала с позитива — в регионе снизилась смертность. В прошлом году умерло 16 506, на 8,5% меньше чем в 2022-ом — 14 человек на тысячу населения (на 7,9% ниже чем годом ранее). В отрасль вложили 32 млрд рублей, на обеспечение льготными лекарствами направили 1,9 млрд — на 33,5 млн больше чем в 2022 году. В медучреждения закупили более 300 единиц оборудования, для сельских населенных пунктов приобрели 23 автомобиля скорой помощи, впервые закупили передвижной комплекс, который совместил маммограф и флюорограф.

Также впервые за 20 лет в регионе возобновили работу санавиации (благодаря ей спасли 59 пациентов с экстренными патологиями), начали строить девять ФАПов. В планах на ближайшие два-три года — строительство одной детской и трех взрослых поликлиник.

В прошлом году просроченная кредиторская задолженность медучреждений снизилась на 75 млн рублей: на 1 января 2024 года она составляла 19,3 млн. По словам Колотик-Каменевой, в минздраве решили изменить стратегию: теперь ориентир — полное погашение всего объема задолженности в определенных учреждениях, чтобы быстрее закрыть основной долг.

Но проблем много. Дефицит финансирования отрасли в этом году составляет 6 млрд рублей (в прошлом было 3,5 млрд). В медучреждениях, особенно сельских — острая нехватка специалистов. Всего сейчас требуется 1 138 врачей и медсестер; укомплетованность врачами составляет 50,2% (обеспеченность составляет 31,7 на 10 тысяч населения), средним медперсоналом — 68%, коэффициент совместительства — 1,7 и 1,5 соответственно.

— В прошлом году мы трудоустроили 720 врачей и 1 427 человек из среднего медперсонала. Специалистов отправляют на стажировку в федеральные учреждения — нейрохирурги были в ЦИТО Москва, реаниматологи – в лечебно-реабилитационном центре при Минздраве РФ. 9 241 медик получил выплаты на 640 млн рублей. Чтобы удержать имеющихся специалистов, создать конкуренцию с частными организациями, нужно повышать зарплату, предоставлять стимулирующие моменты. Мы разработали программу кадровой заинтересованности, надеемся, что под нее найдется финансирование, — отметила министр.

Вываливаются стены

Глава комитет Сергей Шерстнев начал с вопроса про один из объектов, строительство которого идет с задержкой — детскую инфекционную больницу на Оренбугской:

— Вот вы говорите, строится девять ФАПов. Но практика показывает, что это происходит с нарушениями строятся, без наполнения (медоборудованием — прим. ред.). Что будет с инфекционной больницей? Не наступит ли на те же грабли, что минспорта?

Колотик-Каменева пояснила, что с Минздравом РФ и подрядчиками согласован срок завершения строительства объекта — сентябрь нынешнего года. После этого начнется процесс лицензирования. В настоящий момент идет внутренняя отделка помещения — плитка, штукатурка, покраска:

— Действующий контракт предусматривает полное оснащение больницы медоборудованием в соответствии со стандартами. Эти полномочия возложены на подрядчика. Закупка уже ведется, в первую очередь, тяжелого оборудования, которое смонтируют по мере готовности помещений, медицинской и немедицинской мебели. Если не будет изменений стандартов в оснащении, проблем не будет.

Директор «Ульяновскоблстройзаказчика» Алексей Скробогатов напомни, что это «объект с «бородой», и объяснил, почему сдвинулись сроки:

— Больница насыщена инженерными системами, изначально в проекте было предусмотрено оборудование импортных производителей, которое затем заменили на отечественное. В настоящий момент проектная документация прошла госэкспертизу, осталось доработать рабочую документацию и проверить достоверность сметных расчетов. Также обещано проработать вопрос штрафных санкций, где срыв сроков произошел по вине подрядчика. Будем наверстывать.

— Наверстывание у вас плохо получается по всем объектам, если честно. Готовьтесь, с министром образованием будем обсуждать сдачу губернаторского лицея, школы в Новоспасском, — парировал Шерстнев.

У депутатов нашлись вопросы и к еще одному объекту: подрядчик срывает сроки ремонта поликлиники в Ишеевке. Главврач Ульяновской районной больницы Сергей Беззубенков напомнил, что если объект так и не будет завершен, придется вернуть неосвоенные 5-7 млн рублей. Министр уточнила, что история с возвратом финансирования «пока совсем другая». Но проблемы с подрядчиком есть.

Алексей Скробогатов заявил, что объектом занимается ООО «Технология»:

— Не секрет, что это за подрядчик, мы с ним имеем глобальные проблемы по всем объектам, которые он реализует. В первом квартале этого года предполагали сократить отставание и снять все вопросы, но это сделать не получилось, хотя подключили субподрядную организацию, которая отработала качественно. Скорее всего, будем выходить на расторжение договора с «Технологией» и ставить вопрос о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков. Организация целиком и полностью себя скомпрометировал.

Напомним, ООО «Технология» является подрядчиком нескольких объектов, по которым были сорваны сроки исполнения: это очистные сооружения в Барыше, второго корпуса Губернаторского лицея №100 и других.

Сергей Моргачев задал вопрос про строительство поликлиники в Засвияжье (на Шигаева), сроки начала которого переносятся, «как сдача мостов через Свиягу»:

— Город сильно торопился освоить деньги на дороги к этому объекту, что только не натворили… А по поликлинике воз и ныне там.

Министр рассказала, что финансирование по строительству этого объекта изначально было предусмотрено на 2024 и 2025 годы (поликлинику строят по инфраструктурному бюджетному кредиту). Но в этом году часть финансирования перенесли на 2025 год. В итоге сейчас регион получит 155 млн рублей на разработку ПСД (скоро будут объявлены торги), а оставшаяся сумма — 640 млн — пойдет на завершение работ в будущем году.

Еще один вопрос касался медучреждений, которые в буквальном смысле рушатся. Колотик-Каменева уточнила, что врачебную амбулаторию в селе Крестово Городище, где частично вывалилась стена, восстанавливать не будут — минздрав будет изыскивать средства на ПСД, чтобы построить здесь новый офис врача общей практики.

— А по учреждениям на Ефремова 3 и 7 в Ульяновске финансирования нет. Мы заходили на КЧС, но пока не получили положительного заключения минфина. В целом, из 155 учреждений, оказывающих в регионе амбулаторную медпомощь, 35 требуют капремонта либо сноса. Из 372 ФАПов семь — в аварийном состоянии, 72 нуждаются в капремонте. На приведение в порядок всех объектов нужно более 4 млрд рублей.

Шок от отчета

Депутат Марина Беспалова выступила с разгромной речью. Она заявила, что «шокирована, посмотрев отчет», и предъявила минздраву массу претензий: не выстроена система освидетельствования состояния здоровья людей и определения группы инвалидности, сложно пройти диспансеризацию, оформить все нужные документы и получить средства реабилитации…

— Ситуация просто критическая! Идет замена льготных препаратов на аналоговые, но для этого нужно, чтобы больные прошли курс адаптации. А их даже не приглашают на прием к терапевту, не думают о том, можно или нет делать такую замену. Детям-инвалидам которым исполняется 18 лет, не всегда дают рекомендации по переводу к терапевтам, из-за чего у них автоматически снимается инвалидность. Разъяснительная работа должна входить в профилактику лечебных учреждений, а у нас она отсутствует. Приходят на прием люди с диабетом, которым меняют препараты, а это риск серьезной побочки — потери слуха, зрения, разрушение костей. Работа в минздраве не выстроена!

Беспалова заявила, что нужно «бить в набат» из-за переработки врачей. По ее мнению, названнй выше коэффициент совместительстива у врачей 1,7 в хирургии, гинекологических и других отделениях — «это износ нереальный!».

— Административно-управленческий, технический аппарат в минздраве завышен в разы. Главные врачи сами по себе ведут огромные «корабли», нет системы управления, никаких рекомендаций, как можно оказывать качественную медпомощь в таких условиях. У меня есть сомнения в способности сегодняшнего министерства выполнить задачи, — резюмировала депутат.

Выступивший следом Василий Гвоздев попытался немного снизить накал — заявил, что здоровье людей зависит от минздрава на 10-15%, а остальное — от образа жизни. Он высказал пожелание заняться комплексной задачей, чтобы «школьники не приходили к врачам больными с 5-7 классов», обратить внимание на особое отношение к семье и беременным женщинам.

Эстафету Беспаловой подхватил депутат Юрий Мухин:

— Сдвиги есть, что-то держится вроде бы на плаву. Но мы контактируем с жителями. И если сделать презентацию со стороны работников, задействованных в медсфере, она бы выглядела коротко и понятно: зарплат нет, специалистов нет, оборудования не хватает. Нужна стратегия поправить и выйти из кризиса.
— Если вы заметили я эти проблемы и озвучила, — попыталась ответить министр.
— Нужен выход из ситуации озвученный, а не проблемы, их мы знаем, — заявил Мухин.

Дмитрий Грачев рассказал про «вопиющие вещи» в Карсунской райбольнице, сотрудники которой обратились в адрес депутатов, попросили оказать содействие в приобретении машины скорой помощи:

— После этого их вызвали к руководству, началась прокачка: зачем жалуетесь, куда ходите, сидите молча. Прошу, возьмите на контроль, разберитесь, я не могу быть сломанным телефоном. Но сотрудники больницы высказывались вплоть до «работать надоело», и это при жесточайшем дефиците кадров. Такое отношение к действующим медработникам неприемлемо.

Марина Беспалова поинтересовалась, правда ли, что автомобили, приобретенные для доставки врачей и фельдшеров, сегодня изымают за долги судебные приставы. Олеся Колотик-Каменева рассказала, что действительно в 2020 или 2021 году был изъят автомобиль УАЗ, который закупали для одной из больниц. Также сейчас один автомобиль арестован, но не изъят — он функционирует в Инзенской больнице: «С приставами по этому направлению работаем».

105 лифтов, отработавших ресурс

Отвечая на вопросы депутатов, министр рассказала, что в настоящий момент четыре главврача, имеющих приставки и.о., находятся на утверждении. Также есть два кандидата на должности главврачей, которые сейчас проходят собеседования (вопрос касался совместительства).

Объявленые президентом дополнительные выплаты (50 тысяч для врачей и 30 тысяч — для среднего персонала, работающих в средних и малых населенных пунктах) будут перечислены либо в апреле, либо в мае (с пересчетом за март). Все зависит от того, когда федералы выпустят методические рекомендации для регионов.

Виталий Кузин поинтересовался, на что не хватает средств (речь про дефицит в 6 млрд рублей). Колотик-Каменева отметила, что 1,2 млрд на покрытие дефицита региону уже дали, более 1 млрд не хватает на материально-техническую базу, лекарственное обеспечение, исполнение решений судов и прочее.

Также обследование показало, что 105 лифтов в ульяновских медучреждениях нуждаются в замене — на это нужно 525 млн рублей.

— Срок эксплуатации лифтов закончился от 1992 до 2020 года, то есть, многие давно переработали свой срок,— уточнила министр.

— У нас лет 10 не вкладывали необходимое количество средств в сферу здравоохранения. Были выстроены коррупционные схемы. Главная проблема отрасли — коррупция и недофинансирование. Поэтому говорить, что министр виноват в этой ситуации — это даже не смешно. Мы должны понимать ситуацию, что даже 6 млрд не хватит на то, чтобы исправить все то, что не работает, — сделал свой вывод Кузин.