В среду на парламентской сессии депутаты Заксобрания  приняли законопроект, который ввел понятие нового статуса «стратегически значимого инвестиционного проекта жилищного строительства». Это дом, который при долевом финансировании построят для работников ОПК и участников СВО. До второго чтения законопроект дотянули со скрипом. Депутаты говорили о “гарантированных конституцией благах для граждан” и спорили о провале градостроительной политики: по их мнению, ставить новые МКД некуда и не на что – нет ни сетей, ни садов, на дорог, ни школ. Несмотря на жаркие споры законопроект приняли единодушно в двух чтениях.  

Заявку в правительство на возведение такого дома направил авиазавод “Авиастар”. Это один из первых подобных проектов в стране, поэтому за ходом его строительства будет надзирать Генпрокуратура. Многоэтажка вырастет в Новом городе. Также проектом заинтересовались патронный завод и НПО “Марс”.

Чтобы получить статус «стратегически значимого инвестиционного проекта жилищного строительства», нужно соблюсти несколько условий:

  • не менее чем 70% общей площади дома должно быть передано сотрудникам предприятий ОПК и/или участникам СВО;
  •  стоимость квадратного метра должна быть равна 90% размеру средней рыночной стоимости одного “квадрата”, установленного Минстроем РФ для Ульяновской области по состоянию на дату заключения договоров;
  •  в случае срыва соглашения застройщик выплатит штраф в размере кадастровой стоимости предоставленных ему всех земельных участков;
  • организации ОПК должны предоставить своим работникам корпоративные меры (например, с 2022 года на “Авиастаре” размер субсидии на первоначальный взнос составляет 250 тысяч рублей от предприятия и 250 тысяч рублей – от правительства).

По словам министра имущественных отношений Михаила Додина, строительство таких домов позволит создать привлекательные условия для  специалистов ОПК из других регионов.

Во время обсуждения законопроекта депутат Виталий Кузин спросил, каким образом будет соблюдаться пропорция распределения квартир между работниками ОПК и участниками СВО, и предусмотрены ли публичные слушания относительно предоставления земельных участков:

– Публичные слушания будут проводиться после формирования участков. Чтобы придать проекту статус, инвестор должен прийти с бизнес-планом. Что касается контроля, то застройщик в период строительства будет отчитываться перед Минстроем по предусмотренной форме. По итогам реализации проекта будет подписываться акт, – уточнил Додин.

Вице-спикер Рамиль Хакимов предложил правительству строить такие же дома для детей-сирот: трудоустраивать их на предприятия ОПК, чтобы те в том числе за счет выдаваемых жилищных сертификатов могли приобрести себе там квартиры.

До второго чтения законопроект дотянули со скрипом – депутаты на полчаса пустились в размышления о провале  градостроительной политики региона.

В начале замдиректора по административным вопросам филиала ПАО «Ил»-Авиастар Юрий Исаков подчеркнул, что дом нужен не для новых, а для закрепления текущих сотрудников. Только за прошлый год с предприятия уволилось 576 производственных рабочих, большинство из них и вовсе уехали из Ульяновска:

– Одна из наших ключевых проблем – закрепление сотрудников, от нас много уходят.  Этот закон – старт для потенциального застройщика. Если закона не будет, то и строительства не будет вообще. 84% из более 1000 опрошенных сотрудников сказали, что такой проект их интересует, они готовы купить там жилье.

Депутат Марина Беспалова считает нужным пересчитать пропускную способность всех объектов соцкультбыта Заволжья, с учетом размещения здесь военно-транспортного авиационного полка, строительства нового Суворовского училища, планов по переносу из центра военного госпиталя и размещению гарнизона: 

–  Попрошу не забывать о дивизии: сегодня их нет, а через некоторое время будут. Сегодня к полку приписаны жены десантников полка ВТА, они  снимают здесь жилье, их дети ходят в наши объекты. В той же зоне находится Суворовское училище, объект сдадут к 1 сентября 2024 года. Насколько знаю,  там же планируется строительство госпиталя – его перенос из центра Ульяновска. В перспективе прорабатывается вопрос размещения целого гарнизона. Завтра выходит указ президента о выводе 104-й дивизии. Мы куда ее, в поле будем сажать? Все это должно рассматриваться в совокупности, а не отдельным кусочком. Где транспорт, дороги, электросети, газ? Чтобы не получилось как с микрорайонами “Репино-Искра” и “Новая жизнь”.

Лидер единороссов Владимир Камеко пытался вразумить коллег, что под реализацию проекта “Авиастара” земли в городе фактически нет.  Как и достаточной инженерной и социальной инфраструктуры:

–  Законопроект на дает нам право прикрываться задачами президента и непонятно как принимать его. То, что сказала Марина Беспалова – факт. Сегодняшним градпланом предусмотрены ли объекты соцферы в Заволжском районе? Есть ли еще какая-то земля в Ульяновске, которую мы сможем выделить под этот законопроект? Инфраструктура левобережья не выдерживает существующих нагрузок. Мы опять с вами строим муравейники, которые ничем не обеспечены? Проект шикарный, но его нужно приземлять, земли под него нет! Сейчас мы телегу толкаем вперед лошади.

 

После между Камеко и Исаковым возник спор, переросший в матное оскорбление. Цитируем:

Камеко: Я хочу, чтобы в нашем диалоге была конкретика. Вы сказали, что этот риск [по инфраструктуре ] чувствуете. Как вы собираетесь его решать? Вы так и не ответили!
Исаков: Я вам еще раз говорю, что мы опросили тысячу действующих  сотрудников, которые уже сейчас водят детей в детсады и школы! Вы почему этот вопрос до этого не решали?
Камеко: Почему это мы до этого его не решали?!
Исаков: Тогда объясните, в чем тогда сейчас причина постановки этого вопроса? Как будто только сейчас возникла эта проблема.
Камеко: Вы давно работаете на “Авиастаре”?
Исаков: Три года.
Камеко: Тогда кто вам дал право так заявить? Сегодня нагрузка на соцсферу в Заволжье 100% и даже больше. И при новом строительстве хотим понять, как обеспечим нашим гражданам социальные блага, предусмотренные Конституцией РФ. А вы нам говорите про опрос!
Исаков: В рамках принятых вами нормативным актов. Вам только что коллеги об этом много раз говорили.
Камеко: Время пройдет очень быстро. Дай бог, чтобы вы тут еще 3-4 года поработали и мы вернемся к этому. <…>

Когда уже Исаков ушел от стойки микрофона, Камеко выпалил ему вслед: “****** рожа”.

Глава кабмина Владимир Разумков добавил, что вопросы инфраструктуры “правильные”, но на “них отвечают другие подзаконные акты”: “В целом вы правильно говорите, но конкретно этот закон решает проблемы работников ОПК. Ко второму чтению законопроект существенно не поменялся бы”.

По информации главы кабмина Владимира Разумкова, перспективная территория под дом для авиастроителей есть – это сквер Антонова в Новом городе:

– У нас есть как сформированные, так и несформированные – в районе сквера Антонова,  потому что там требуется перевод. Это наша сейчас с предприятием задача. Застройщик представил план застройки этого участка с благоустройством сквера, он берет на себя обязательства по комплексному обустройству парка. Безусловно, что этот проект сначала должен поддержать трудовой коллектив “Авиастара”, должны пройти общественные слушания, рассмотрение на Градсовете. В целом мы понимаем, что под строительство таких домов нужны будут маленькие участки, на 1-2 дома”.

Представитель прокуратуры ответил, что правовая сторона законопроекта “проработана безупречно”, “законопроект очень важен для реализации поставленных президентом задач”, “откладывать законопроект на потом – не совсем правильно”.

Несмотря на жаркие прения законопроект приняли в двух чтениях единогласно.

– Кто напишет заявление об увольнении, когда все сорвется? Кто персонально ответит? Детали законопроекта не доработаны. Наша хвала до добра не доведет. <…> Ну, флаг вам в руки, Владимир Николаевич. Встретимся через три месяца, – напутствовал Малышев главе кабмина.