Оправился ли трамвайный парк после сложной зимы, когда из-за большого количества снега и пробуксовки сгорели двигатели сразу у 36 трамваев? Будут ли закупать новые вагоны и продлевать линии до новых микрорайонов? Наказывают ли водителей, из-за которых блокируется движение электротранспорта? Сколько нужно миллионов или миллиардов на то, чтобы привести в порядок парк? На эти вопросы Улпрессе ответил и.о. директора МУП «Ульяновскэлектротранс» Александр Шерстнев. — Александр Сергеевич, как трамвайный парк пережил эту зиму? — Нас порадовали «Львята»: в отличие от прошлого сезона (в феврале 2023 года сломались 22 «Львенка» — прим. ред.) они показали себя с очень хорошей стороны. У них хорошо доработали конструкцию, теперь можно оперативно убирать конденсат, поэтому ни один не сгорел. В резерве у нас лежат двигатели на «Львят», мы сами их научились мотать: это выходит гораздо дешевле, чем отдавать ремонт на подряд. В этом году двигатели горели только у «Татры». — Сколько сейчас на ходу вагонов? — Из 29 «Львят» на маршруты выпущены 25: четыре стоят после ДТП, это страховые моменты, оформление документов. Два пойдут на плановое ТО, которое мы периодически делаем. У нас каждый вагон проходит еще и ежедневный техосмотр, ведется книжка каждого вагона. Ремонт, ТО — все делаем сами. Сейчас выпускаем на маршруты 77 трамваев. Перед нами поставили задачу довести выпуск до 85 штук — думаю, недели две позанимаемся, пореставрируем и сделаем. Пока погода не дает: дождь стеной, начали падать деревья на контактную сеть — занимаемся этими вопросами. А в целом перед предприятием поставили задачу довести выпуск до 100 вагонов. — Что интересного увидели во время поездки в Ижевск? — Мы посмотрели, как там восстанавливают вагоны. «Татру» можно превратить в «конфетку» — в высокопольном исполнении, с кондиционерами и валидаторами, полностью обновить по начинке внутренней и ходовой части, чтобы она стала как «Львенок». Это будет стоить 25 млн рублей. А цена «Львенка» — 95 млн. — Будете модернизировать «Татры»? — Пока приняли решение попробовать своими силами и провести капремонт вагонов. — Сколько нужно, чтобы привести в порядок трамвайный парк? — Нет такой суммы. Дадут миллиард — освоим, дадут 5 млрд — тоже найдем, куда вложить. Каждый вагон требует разной суммы на капремонт или восстановление. У нас даже износ спецтехники (это аварийные машины, вышки, трактора и прочее) составляет почти 90%. Она старше меня! В спецтехнику сейчас больше вкладываем, чем она приносит. Трамваи-снегоочистители все 60-х годов. В этом году столкнулись с проблемой вывоза снега — его было так много, что без дополнительно нанятых фронтальных погрузчиков и самосвалов мы бы не справились. — И все же, есть хоть какие-то суммы, которые нужно вкладывать? — Например, мы недавно запустили систему — двойной состав. Чтобы восстановить для нее вагон – провести ремонт, заменить сиденья, салон, ходовую часть, тележку и прочее – нужно 3-3,5 млн рублей. — Систему пускать более выгодно? — В наших реалиях, с учетом нехватки кадров — да. Получается один водитель и один кондуктор на два вагона. Система у нас ходит по одному из самых загруженных маршрутов №4. Еще одну в этом году точно запустим. Потом посмотрим по третьей — все зависит от финансирования. — На какой маршрут? — Систему можно будет пустить по 22-му маршруту, когда достроят минаевский мост. Пока он не выдерживает такую нагрузку. — Какие еще вложения нужны? — Помимо трамваев, большой износ у путей. В городе их протяженность 129 километров, изношены 70%. Строительство одного километра открытого пути стоит 100 млн рублей, закрытого — 200 млн рублей. Наше предпирятие и сотрудники готовы ежегодно менять по 5-6 километров, но на это нужны немалые деньги. — В январе «Ульяновскэлектротранс» объявлял торги на замену путей на 27,5 млн рублей… — Я эти торги отменил: кредиторка у нас и так большая, еще сверху повесить на предприятие эту сумму я не готов. Сейчас мы делаем только аварийный ремонт в критических местах. Есть дорожная карта на этот год. Например, участок на повороте на Тимирязева только про материалам обойдется в 8,5 миллионов рублей, мы его уже начали делать. Плюс нужно заменить не менее километра контактного провода, у него тоже большой износ. План на этот год — капитально отремонтировать 2,5 километра путей на участках, где шпалы и рельсы не менялись никогда. — Планируете ли прокладывать новые ветки, например, в Юго-Западный микрорайон? — В планах, конечно, все это есть. Мы уже ногами прошли по Юго-Западному, примерились, где можно построить кольцо. То же самое — на улице Ветеринарной, где построили большой микрорайон, посмотрели, где сделать разворотное кольцо. Хотим продлить троллейбус — парк Прибрежный — Устинова, Ливанова, Тюленева… Для троллейбусов все проще — нужно завесить контактный провод, где-то чуть доработать, дооснастить и можно пускать. Но с трамвайными вложения огромные. Дело точно не этого года. У нас должна быть встреча с руководством региона, я буду все показывать и рассказывать. Если изыщут средства — будет очень хорошо. В целом мы пытаемся войти во все возможные программы, включая «Безопасные качественные дороги». Плюс есть полностью технически разработаная программа по объединению двух берегов троллейбусами на автономном ходу. Есть информация, где нужно поставить подстанцию, провод протянуть. В позапрошлом году привозили троллейбус — с перекрестка Шоферов доехали до Центробанка, областного правительства, потом обратно за Волгу, в депо на Верхнюю террасу. Запас хода оставался 49%. — Как вы относитесь к концессионному предложению, которое получили городские власти? — Есть города, где опыт положительный, есть те, где что-то пошло не так, не сработало. Все моменты должны тщательно просчитываться. Рабочая группа по концессии есть, обсуждение идет. В любом случае, цель у всех проектов одна — нормализовать транспортный поток, чтобы люди могли добираться быстро и с комфортном. Лично я считаю, что при пересадке пассажира из трамвая на автобус он не должен платить второй раз, нужно, чтобы билет был действительным в течение определенного времени. Так будет правильнее. — Для комфорта все же нужно на маршруты выпускать больше вагонов? — Надо, прежде всего, убирать дублирование трамваев и маршруток. Когда рядом с трамваем или троллейбусом идут по одному пути 3-4 маршрутки, народ «размывается». В Ижевске вообще нет маршруток, там работают два муниципальных предприятия. И люди садятся либо в автобус, либо в трамвай или троллейбус. 55% жителей перевозят муниципалы. — Для того, чтобы убрать дублирование, придется договариваться с частниками, а это сложнее… — Этот процесс уже идет, все равно найдем какой-то консенсус. — На Радищева, Верхней Полевой этой зимой было много случаев, когда трамваи не могли проехать из-за неправильно припаркованных автомобилей. В итоге водителей штрафовали? — Конечно! Не только штрафовали, но еще и через суд изыскивали с них упущенную выгоду. Сейчас работаем над организацией службы эвакуации, прорабатываем, чтобы было можно в рамках закона увезти автомобиль, а потом уже разбираться. Кстати, эта проблема — не только для трамваев. На проспекте Антонова авиастроители жалуются, что не могут дождаться троллейбус, а в это время их коллеги паркуют машины так, что транспорт не может проехать. Видимо, не поднимают голову вверх, не видят, что здесь проходит контактные провода. Недавно 3-4 часа троллейбусы не могли проехать из-за таких автомобилистов. — Иногда говорят о том, что с узких улиц, например, Радищева, нужно вообще убрать трамвайные пути. Как вы к этому относитесь? — Это и нереально, и ненужно. Некоторые города уходили от трамваев, но затем вкладывали огромные средства, чтобы к ним снова вернуться. У нас надо просто менять менталитет у людей. В Москве, например, на трамвайные пути заезжать вообще нельзя, кругом камеры, водителей сразу же штрафуют. А у нас на Инзенской в две-три полосы автомобили стоят на путях. А люди потом жалуются, что долго ждут трамвая. Но виноваты здесь не мы. — Много у нас безбилетников? — Их катается порядка 40%, и это наносит нам приличный ущерб. Но теперь мы проводим мероприятия, два-три раза в неделю, с контрольно-ревизионной группой, Росгвардией, ППС. Хотим привлекать «зайцев» к ответственности. Они хотят ехать комфортно, без пробок, но не хотят платить. Это не дело. В прошлую пятницу из двух вагонов вывели 25 безбилетников! — Сколько сегодня составляет себестоимость поездки в трамвае? — 79 рублей. В троллейбусе чуть поменьше. — Финансируют вас в полной мере или с дефицитом? — С дефицитом. Но какой он — не скажу. |
|