В Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру поступило заявление о незаконности оформления участка возле Шиловки, где расположена известная база отдыха «Уголок России» (он известен еще как «Рыбалка у Петровича»). На кадастровой карте он относится к землям сельхозназначения, но включает в себя федеральный объект – часть запруженной реки Арбуги. Плюс к этому, одно из красивейших мест региона, расположенное в буферной зоне нацпарка, совершенно не развивается, хотя могло бы стать центром притяжения туристов.

В своем обращении координатор экологического движения «Зеленая Россия» Александр Брагин указал, что «на территории Сенгилеевского района земельный участок с кадастровым номером 73:14:011601:146 включает в себя водный объект — пруд с гидротехническим сооружением на русле реки Арбуга.

— Этот объект имеет естественное происхождение, он никем не выкапывался, в хозяйственной деятельности никогда не использовался. Его отнесение к понятию – пруд, противоречит действующему законодательству. Водный кодекс РФ определяет понятие «пруд» как «поверхностный водный объект, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей». А то, что входит в границы участка — это элемент единой гидрографической сети, река Арбуга — приток Волги. Она находится в федеральной собственности, — пояснил эколог.

По информации из Публичной кадастровой карты, земельный участок, о котором идет речь, имеет площадь 322,3 тысячи кв.м., расположен на землях сельхозназначения, разрешенное использование — ведение прудового хозяйства. Кадастровая стоимость – всего 678,8 тысячи рублей. Посреди участка есть водный объект — это запруженная Арбуга.

Пруды с домиками «от Петровича»

— Здесь есть дамба, которая должна стоять на отдельном кадастровом учете как гидротехническое сооружение (ГТС), иметь соответствующие документы, а не входить в общий земельный участок. Она не влияет на статус водного объекта: по сути это река Арбуга с ГТС, которая должна быть в федеральной собственности, — поясняет Брагин.

Эколог попросил природоохранную прокуратуру «принять меры к устранению нарушений Земельного, Водного Кодекса РФ, выйти с административным иском в суд о расформировании земельного участка с кадастровым номером 73:14:011601:146 и выделением из него водного объекта на реке Арбуга, а также поставить на учет ГТС на вышеуказанном земельном участке».

Турбаза «Уголок России» — проект бизнесмена Николая Картюкова. Открыл он ее в начале 2000-х — со скандальной историей. Местные охотники обвинили Картюкова, что во время запруживания реки он затопил колонию обитавших здесь сурков. Бизнесмен утверждал, что это неправда: таким образом «любители пострелять» все тех же сурков мстили ему за то, что он запретил им охотиться на его территории. Тогда Картюков доказал, что его вины в «экологической катастрофе» нет. Созданный им пруд стал одним из первых частных в Ульяновской области.

Бизнесмен в свое время занимался тротуарной плиткой, производством бетона, развивал платную рыбалку. Обустроить «Уголок России» полностью ему не удалось — по сути, под проживание там пригоден только один дом. Рыбаки не раз высказывали недовольство этим местом. Вот один из отзывов от 2020 года, с Ульяновского форума любителей рыбалки.

Почти 10 лет Картюков пытается продать «Уголок России». Пока желающих купить базу отдыха за 35 млн рублей (актуальная цена) нет. Хотя описание довольно привлекательное:

«Первый пpуд (можнo зaпустить форелей и получить в десятикратном прибыли за год) и там же можно открыть палаточный городок, проводить разные услуги, к примеру форелевую рыбалку, особенно для детей, тем более, там очень много сурков (организовать смотрины и фотосессию).
Можно запустить по выращиванию из семейств осетровых прибыль за год в десять раз больше от вложенных средств, также можно организовать и элитную рыбалку и разные услуги.
На территории есть гостиница.
Есть домик 7, требует ремонта.
Есть фундамент 11 на 12 метров рядом с прудом.

Святой источник родник. 
Голубая глина. 
Очень много сурков.

Гостиница: 5 однокомнатные, 1 двухкомнатная (везде камины и душ).

Домик для охраны – двухэтажный.

Плавающая баня (в бане бассейн).
Мощность электричества на 100 кВт. Собственный транформатор.
Готовый бизнес-план по разведению рыбы и рыбалки (с чистой прибылью 3 500 000 – 50 000 000 в год). Возможна организация фермы по разведению животных (страусов, песцов, соколов) на территории.
Создание глэмпинга и очень многое другое».

Улпрессе Николай Картюков пояснил, что земля, где расположено прудовое хозяйство, у него в аренде на 49 лет, договор истекает через 33 года, арендную плату он вносит исправно.

— Хочу развивать туристический бизнес (но все зависит от финансирования), либо продавать. В прудах тонн пять рыбы у меня плавает, люди на рыбалку приезжают, — рассказал бизнесмен.

Если решение расформировать участок с Арбугой будет все-таки принято, договор аренды, скорее всего аннулируют. Прецедент уже есть: в 2021 году по иску Брагина была отменена постановка на кадастровый учет участка в селе Смородино, который включал расположенное здесь так называемое нижнее озеро.

Местная администрация решила сдать его в аренду на 49 лет под строительство базы отдыха и ведения прудового хозяйства. Территорию, как выяснилось, подготовили для бизнесмена Андрея Элатомцева (в свое время осужденного за вырубку деревьев в ООПТ «Винновская роща»). Участок, в который входило озеро, отмежевали как землю с прудом. Но прокуратура подтвердила, что «пруд» на самом деле имеет связь с местными реками и является озером – объектом федерального значения. Сдавать его в аренду незаконно. В итоге участки расформировали.

— Территория у турбазы «Уголок России» совершенно не развивается, не участвует в создании экологического каркаса вокруг нацпарка, в программах по эко- и агротуризму не участвует. Хотя сегодня реализуется много красивых проектов, глэмпингов. Здесь просто древние сооружения советского типа, сараи. По сути владелец сделал для себя дачу, — считает Брагин.

С ним согласен руководитель регионального Агентства по туризму Денис Ильин:

— Развитие на этом объекте остановилось лет 15 назад. Идет стагнация, ни концептуально, ни инфраструктурно ничего не меняется. Сегодня потребитель совсем другой: нужно создавать условия, чтобы человек хотел вернуться. А места здесь великолепные. Можно развивать экологический отдых, рыбалку, найти инвесторов-партнеров. Но для этого нужна активная позиция собственника.