Постоянные парковки для ульяновской жилой застройки – почти диковинка. Подавляющее большинство ЖК на десятки и сотни квартир обходятся так называемыми гостевыми местами для автомобилей. Между тем, федеральное законодательство и прокуратура требуют наличия именно постоянных машино-мест. Чиновники на эти требования реагируют, но не слишком активно. Застройщики пугают горожан повышением стоимости квартир, “безжизненной парковочной территорией” и “бессмысленными и невостребованными” многоэтажными паркингами. Как в результате решается этот вопрос в Ульяновске – в нашем материале.

25-этажка в ЖК “Сиреневый” – на 299 квартир 110 гостевых парковочных мест, 5-этажка в ЖК “Лето” – 16 гостевых парковок на 54 квартиры, ЖК “Казанская Сити” посреди частного сектора – 4 гостевых парковочных места на 12 квартир. Это список можно продолжать: по данным сайта НАШ.ДОМ.РФ, где выкладываются сведения о новостройках, постоянных парковочных мест не предусматривается практически ни в одном ульяновском ЖК. Даже если они строятся на пустыре на окраине, как, например, “Новая жизнь” – на последний дом в 26 этажей и 322 квартиры предусмотрено 94 гостевых парковочных места. Или если ЖК называется “Экосити” – тоже 88 гостевых мест на 260 квартир на 17 этажах.

В мэрии объясняют: “В документах градостроительного проектирования и градостроительного зонирования, утвержденных на территорию муниципального образования «город Ульяновск» не закреплены определения терминов «гостевые» и «постоянные» парковочные места”. При этом требования по количеству парковочных мест, без разделения их статуса, закреплены в Правилах землепользования и застройки. По ним, на одну квартиру в новостройке нужно предусматривать 0,27 машино-места.

Застройщики эти требования выполняют и считают их достаточными. Например, для ЖК “Город новаторов” на НАШ.ДОМ.РФ вообще указано наличие только 8 гостевых мест. Но, как уточняет застройщик и подтверждают в горархитектуре – компания “Железно” – на сайт вкралась ошибка, на самом деле на 207 квартир ЖК должно быть предусмотрено 60 парковочных мест – все гостевые.

“В соответствии с законом, во дворе гости (и владельцы квартир) могут пользоваться возможностью так называемой гостевой парковки — то есть правом оставить автомобиль во дворе, при условии, что его расположение ничего не нарушает (например, машина не стоит на газоне) и парковка действительно кратковременная. Оставлять надолго машины на таких условиях нельзя. Но! Если жильцы оставляют на ночь свой транспорт около дома, это может считаться как временная парковка, но такое парковочное место не может быть закреплено за конкретным автолюбителем”, – объясняет директор по маркетингу ГК DARS Илья Валов, строящей в том числе ЖК “Аквамарин-2” и ЖК “Сиреневый”.

Чиновникам и застройщикам возражают юристы, занимающиеся спорами по стройкам. Глава юридического агентства Алмаз Кучембаев отмечает, что мэрия ошибается, когда говорит, что для Ульяновска не прописаны термины “гостевых” и “постоянных” парковочных мест: разделение на них прописывается в СП 42.13330.2016. Также в СНиП 2.07.01-89, указано, что постоянные места для хранения и паркования автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов из расчета не менее 1,0 машино-места на одну квартиру. При этом подменять постоянные места гостевыми нельзя, так как для них существуют разные санитарные нормы, и постоянные парковки во дворах размещать запрещено. Это еще в 2018 году подтвердил Верховный суд РФ.

“Гостевые парковки – это приехал-уехал, а стоять под окнами и у детских площадок машины не должны. Не стоит думать, что “я сейчас одну машину поставлю, ничего страшного”. Это общий эффект от десятка машин, гарь от которых идет в форточки. Поэтому двор без машин – это должен быть минимальный стандарт”, – объясняет Кучембаев.

На самом деле и ульяновские чиновники делают попытки ввести в городе требования по постоянным парковочным местам, но – робкие. Так, помимо Правил застройки, обеспеченность машино-местами может быть прописана в местных градостроительных нормативах. Но в нынешней редакции городских нормативов, утвержденных в 2015 году, этот пункт пропущен.

В прошлом году была начата работа над новыми нормативами. В них предлагалось ввести норму в 0,6 машино-места на квартиру, из них 0,4 машино-места планировалось отдать гостевым парковкам. Но, как констатируют в управлении архитектуры мэрии, принятие новых нормативов отложилось на неопределенный срок: “В мае 2023 года между управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска и ИП Старостиной Ю.Е. заключался муниципальный контракт на разработку проекта местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «город Ульяновск». В декабре в адрес Управления поступило письмо ИП Старостиной Ю.Е. о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с невозможностью исполнения обязательств по контракту в надлежащем качестве и в полном объёме. Между Управлением и ИП Старостиной Ю.Е. было заключено соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон. В настоящее время Управлением ведётся работа по выделению денежных средств для разработки МНГП на 2024 год”.

Между тем, в городских нормативах существует ссылка на то, что не указанные в них нормы должны регулироваться областными градостроительными нормативами. Их утверждает министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области. По требованию прокуратуры оно разработало изменения в нормативы, по которым количество постоянных мест хранения авто предлагается прописать в 0,5 на одну квартиру. Более того, планируется отказаться от пониженного норматива для комплексной застройки территорий и других жилищных спецпроектов.

Но будут ли такие нормативы утверждены – большой вопрос. Застройщики уже отреагировали на проект, обратившись к бизнес-омбудсмену Екатерине Толчиной. Она сообщила, что подобные требования приведут к “появлению высотных домов с огромной безжизненной парковочной территорией и МКД с многоуровневым наземным паркингом, зачастую бессмысленным и невостребованным объектом. Платить за такие удобства покупателям придётся не зависимо от наличия автомобиля, так как парковка будет изначально заложена в проект, стоимость квадратного метра возрастёт”.

Между тем, уже действующие сейчас региональные нормативы требуют именно постоянных парковочных мест: 0,4 на одну квартиру в стандартном жилье и 0,27 для комплексной или спецзастройки. Но, очевидно, это указание при оформлении строек в расчет не берется. Как и федеральные требования, напоминает Алмаз Кучембаев: “В Ульяновске ПЗЗ в требованиях к машино-местам не бьются со СНИПом. Власть не берет на себя решение этой проблемы, спуская ее на застройщиков, при этом и с них за по сути нарушения норм не спрашивает”.

Проекты ЖК – ГК “Железно”, ГК “Конструктив”, MN GROUP, DARS Development.