ЧАСТЬ 2
Поговорив в 1-й части о симбирском, позже ульяновском вокзале, открытом в январе 1899 года, перейдём теперь к тому вокзалу, который ныне в Ульяновске называют «Старым».
Но и сегодня об экскурсии 16 марта речь ещё не пойдёт. О ней – в третьей части. Здесь же вспомним об истории создания вокзала, введённого в эксплуатацию в канун 1953 года. А потому и фотографии приложены старые. На них вокзал запечатлён без более поздних утрат и переделок, в своём изначальном виде. Фотографии же с экскурсии и ссылка на альбом будут размещены в третьей части.
Вновь воспользуюсь готовым текстом. Нет смысла «изобретать велосипед», когда имеются прекрасные описания. Ниже помещена статья Антона Юрьевича Шабалкина. Статья старая: впервые она была опубликована в «Ульяновской правде» от 22 января 2003 г. Но за прошедшие два десятилетия актуальности своей статья не утратила.
* * *
Шабалкин А.Ю.
ПЕРВЫЙ УЛЬЯНОВСКИЙ «НЕБОСКРЁБ»
(или Судьба вокзала)
[статья 2003 г.; с сокращениями]
50-летие для человека возраст солидный. А для здания? В канун нового года [2003] отметил свой полувековой юбилей вокзал станции Ульяновск-1, более известный в городе как «Старый вокзал».
Первый симбирский вокзал из красного кирпича, возведённый в 1898 г., был одноэтажный, – этого вполне хватало для города в 40 тыс. жителей. Однако время шло, весной 1924 г. Симбирск «перекрестили» в Ульяновск, а спустя четыре года он утратил губернский статус. Прозябая в ранге райцентра, город не имел ни финансовых, ни административных рычагов, чтобы взяться за переустройство своих железнодорожных ворот.
Наряду с водопроводом и электростанцией 1913г., вокзал продолжал свою службу, вызывая всё больше нареканий. Так в 1934 г. пленум Горсовета предписывал «в кратчайший срок привести в культурный вид» городские станции и даже установить на них «дежурные посты из депутатов Горсовета для встречи проходящих поездов, приёма жалоб и устранения замеченных недостатков». К началу 1940-х пассажиропоток заметно увеличился, а население Ульяновска достигло 110 тыс. человек. Наркомат путей сообщения, рассмотрев проблему, разработал проект реконструкции вокзала.
21 января 1941 г. президиум горисполкома вынес вердикт: «Представленное проектное задание […] ОДОБРИТЬ, как отвечающее своему функциональному назначению и отражающее в общем архитектурном замысле память о Ленине». Наряду с этим городские мужи «считали необходимым» дополнить проект 8-ю пунктами: «На привокзальной площади установить памятник Ленину на тематику «Ленин в юношеские годы». […] Для создания монументального характера архитектуры всего ансамбля вокзала, боковые павильоны следует разработать не деревянные, а каменные, увязав их архитектурную форму в общем стиле всего сооружения». Предполагалось также благоустройство площади и прилегающих улиц, постройка перекидного моста через пути и т. д. Начавшаяся через полгода война помешала осуществлению этих планов.
Военные годы кардинально изменили облик и статус города. Провинциальный Ульяновск стал одним из центров эвакуации людей, предприятий, учреждений и организаций. Днём вокзал гудел, с трудом вмещая массы военного и штатского люда. По ночам приходили эшелоны с ранеными.
Руководству образованной 19 января 1943 г. Ульяновской области досталось весьма беспокойное хозяйство. В том же году рельсовые линии связали Ульяновск с Казанью и Сызранью. Послевоенным летом нагрузка на железную дорогу не снизилась – через город одна за другой катили людские волны демобилизованных и возвращавшихся из эвакуации. К чести железнодорожников, по оценке Облисполкома, «вокзалы станций Ульяновск-1 и Мелекесс значительно улучшили свою работу».
Однако, местная власть подчёркивала: «Здание вокзала… по своим размерам не удовлетворяет потребностям областного центра. […] Из-за недостатка помещения пассажиры вынуждены находиться на улице. Перрон не благоустроен». В июле 1945 г. в наркомат направили просьбу о расширении и реконструкции вокзала – без капстроительства дальше было никак нельзя. А В.П. Фёдоров, главный архитектор Ульяновска, планируя его послевоенное благоустройство, подчеркивал: «Архитектурное оформление привокзальной площади имеет первостепенное значение как вестибюля города…».
Москва выделила приличную сумму, но строительство долго не начиналось. В августе 1950 г. на собрании городского профактива член президиума районного профсоюза железнодорожников Фомин критиковал подобную нерасторопность: «У нас один миллион рублей отпущено на реконструкцию вокзала и привокзальной площади, но что сделали в этом начальник отделения дороги […], начальник политотдела […] и председатель Райпрофсожа […]? Ничего не сделали. […] Вместо того, чтобы улучшить положение пассажиров, которым в ожидании поезда негде от дождя укрыться, – до сего времени не приступили к строительству вокзала. Приезжающие пассажиры видят бедный вокзал на родине Ильича […] Надо пошевелиться, благоустроить город Ульяновск так, чтобы родина Ильича была красавицей».
Глава горсовета П.К. Сифуров парировал: «Фомин, ты не прав!» и выразил надежду, что стройка вот-вот закипит. 2 февраля 1951 г. облисполком вынес решение «О реконструкции вокзала ст. Ульяновск 1 Уфимской ж. д.». Проект, учитывавший ещё довоенные пожелания, был разработан Центральной архитектурной мастерской МПС. Строительные работы начались в мае 1951 г. Автор проекта – архитектор Михаил Абрамович Готлиб лично прибыл осуществлять авторский надзор. Ульяновский вокзал можно назвать одним из лучших творений зодчего, построившего немало вокзалов на железнодорожных артериях страны.
Среди лепнины над входом и сейчас видны цифры «1952». Вокзал стал одной из крупнейших строек первого десятилетия существования области. Ход работ регулярно освещался на страницах «Ульяновской правды». Строители преподнесли городу подарок к новому 1953 г. Несмотря на достаточно сжатые сроки, работы были сделаны на совесть. Госкомиссия 29 декабря 1952 г. выставила общую отличную оценку. Акт приёмки, как дневник прилежного ученика, пестрит оценками «хорошо» и «отлично». Решением горисполкома два первых корпуса здания вводились в эксплуатацию 31 декабря 1952 г.
Большая фотография новорожденного вокзала украсила первый в наступившем году номер «Ульяновской правды». А 4 января 1953 г. газета поместила роскошный фотоочерк А.И. Маркелычева и восторженную статью Н.А. Малинина. Ныне признанные патриархи ульяновской журналистики, а тогда – просто молодые талантливые ребята воспели творение М.А. Готлиба.
«Новый вокзал – одно из красивых и самое высокое здание в Ульяновске. Центральная часть вокзала – башня со шпилем, увенчанным красной звездой в обрамлении серебряных снопов, перевитых лентами, достигает в высоту 38 метров. По объёму новое здание в четыре раза больше старого вокзала в Ульяновске». Действительно, в малоэтажном городе вокзал стал воистину первым «небоскрёбом». Напомним, что телевышка появилась лишь несколько лет спустя, а дома в 6-7 этажей считались «зданиями повышенной этажности». (Ради справедливости следует заметить, что украшавшая старый Симбирск колокольня Спасо-Вознесенского собора была гораздо выше).
Предоставим вновь слово Николаю Малинину: «На застеклённом фронтоне портала – большие электрические часы с позолоченным циферблатом и такими же украшениями.
Три высоких дубовых двери, остекление которых инкрустировано бронзой, ведут в вестибюль. Массивные колонны вестибюля облицованы белым мрамором. На колоннах – красивые электрические светильники – бра. Рубчатый купол вестибюля освещён скрытыми для глаз лампами дневного света. В центре купола – квадратное художественное панно: развивающееся на ветру Знамя Победы, озарённое огнями салюта.
[…] По стенам – лепные орнаменты, отражающие труд и учебу советских людей. На стенах […] – картины в багетных рамах […]
Из главного вестибюля гранитная лестница с красивой балюстрадой ведет в […] Ленинскую галерею. Если транзитный пассажир не располагает временем посетить священные ленинские места, он может познакомиться здесь с основными материалами, характеризующими детство и юные годы В.И. Ленина и пребывание в Симбирске семьи Ульяновых». Далее шло описание «сияния позолоченных барельефов Ленина и Сталина», множества картин, бюстов, фотокопий, блестящих позолотой букв цитаты из сталинской клятвы над гробом Ильича и т. д.
Помимо касс, камер хранения, пассажирских залов и служб бытового обслуживания вокзал вмещал гостиницу на 20 мест и комфортабельную читальню с ковровыми дорожками, мягкой мебелью и бархатными скатертями – воистину это был железнодорожный дворец!
Летом 1953 г. в нишах у главного входа «прописались» скульптуры рабочего и колхозницы. А в декабре 1954 г. благоустроенная площадь украсилась памятником Володе Ульянову-гимназисту. Вокзальный ансамбль стал достойным архитектурным памятником так называемого «сталинского ампира», не вполне заслуженно обруганного в последующие годы.
Устремленное в небо здание вокзала зримо воплощало идеи Победы и торжества Советского народа, царившие в послевоенной архитектуре (вспомните знаменитые московские высотки).
Евгений Иванович Голенко, главный архитектор Ульяновска в 1946-1965 гг., как профессионал, высоко оценил проект вокзала и его воплощение. Дважды – в 1951 и 1954 гг. он возбуждал перед Управлением по делам архитектуры Совета Министров РСФСР вопрос о «предоставлении этого объекта на соискание Сталинской премии». Предварительное согласие было осенью 1951 г. получено, но решили подождать окончания строительства. Однако, последовавшая в 1953 г. смерть «отца народов» рикошетом ударила по этой идее. Ничуть не умаляя архитектурных достоинств вокзала, нельзя не признать, что его идейное оформление было выдержано в самых смачных традициях времён культа личности. Новые вожди, «вдруг» коллективно прозрев, кардинально поменяли архитектурные вкусы. С середины 1950-х со всех трибун принялись клеймить «излишества», «украшательства», «декоративные башни со шпилями, скульптуры и дорогостоящую отделку». К тому же хрущевское правление упразднило сами Сталинские премии. Письмо, отправленное Голенко в столицу 19 января 1954 г., осталось без ответа. А рецензенты книги Евгения Ивановича «Ульяновск» ругали автора за «претенциозную и не аргументированную характеристику здания железнодорожного вокзала». Что, впрочем, не изменило принципиальной позиции городского архитектора, до смерти считавшего здание украшением Ульяновска.
Тем временем вокзал-труженик жил своей жизнью. В конце 1950-х площадь оформилась с севера и юга двумя жилыми домами, нижние этажи которых занимали магазины, ателье, почта, сберкасса, – словом, создавались все удобства для пассажиров. Местные художники обновили интерьеры вокзала.
Однако его судьба уже была предрешена. Изначально Ульяновск-1 находился на тупиковой железнодорожной ветке – составы приходилось выводить «обратно на станцию Киндяковка, чтобы проследовать дальше в сторону Уфы, Москвы, Казани и Сызрани». В 1964 г. ситуация подошла к логическому концу – «Киндяковку» переименовали в «Ульяновск-центральный», а в 1970 г. новые главные железнодорожные ворота города украсило здание центрального вокзала. Что любопытно, среди его проектировщиков был всё тот же архитектор М.А. Готлиб.
Ульяновск-1 все стали называть «Старым вокзалом». С годами облупившийся вокзал-старичок потерял часть лепнины, расстался с «рабочим» и «колхозницей», последние серьёзные ремонты остались в советском прошлом. Привокзальная площадь окунулась в непривычную тишину, лишь изредка нарушаемую митинговыми страстями да свадебно-банкетным весельем. И нынче само наименование «Старый вокзал» (подобно «Даманскому», «Киндяковке» или «Крестам») является скорее географическим топонимом, обозначающим одну из городских территорий. […]
Окончание темы далее.
«Ульяновская правда», 01.01.1952.
Сегодня и завтра нашего города. Новый вокзал.
«Ульяновская правда», 04.01.1952.
Новый вокзал в Ульяновске. Н.А. Малинин; фото А.И. Маркелычева.
«Ульяновская правда», 20.10.1957.
Из окна новостройки. Фото А.И. Маркелычева.
Вокзал Ульяновск-1. Фото В. Янова, ТАСС. 1955.
Вокзал. 1950-е гг.
ГАУО. Ф. Р-4075, Оп. 1, Д. 6, Л. 31
Вокзал. Вход. 1950-е гг.
ГАУО. Ф. Р-4075, Оп. 1, Д. 6, Л. 23.
Вокзал. Вид с перрона. 1950-е – 1960-е гг.
Архив краеведческого отдела Дворца книги, Ф62.
Ульяновский вокзал.
Открытое письмо, Ульяновск, артель «Бытовик», 1960.
Железнодорожный вокзал.
Фотоальбом «Ульяновск – родина Ленина», 1967. Фото А.Н. Наталиной.
Привокзальная площадь.
Фотоальбом «Ульяновск – родина Ленина», 1971. Фото Т.Б. Бакмана.
Публикация группы Старый Ульяновск. Brandergofer