В России в первом квартале 2024 года выросли продажи спиртного. Ульяновская область не стала исключением: по сравнению с прошлым годом в регионе реализовали на 207 тысяч декалитров алкоголя больше. С одной стороны, это хорошо – растут поступления в бюджет. С другой есть риск, что людей, страдающих алкоголизмом, станет больше. Тем более, что, по данным экспертов, количество алкомаркетов растет. Врачи-наркологи уверены, что доступные магазины и открытые полки с горячительным стимулируют делать покупки и, соотвественно, выпивать чаще.

По данным Росалкогольтабакконтроля, объем продаж алкогольных напитков (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) вырос на 5,4%, до 56,118 млн декалитров. А реализация слабоалкогольной продукции увеличилась на 8,2% – до 4,589 млн декалитров. Водки в стране продали на 1,6% больше, чем в первом квартале 2023-го (18,37 млн), виноградных вин – на 4,2% (13,25 млн), шампанских и игристых вин – на 13,3% (5,404 млн), коньяка – на 9,6% (3,55 млн декалитров), ликерных вин – на 13,9% (292,4 тысячи декалитров).

Ульяновская область также следует федеральному тренду. Как уточнили в региональном Минсельхозе, в первом квартале 2024 года местные предприятия произвели в общей сложности 15,8 млн декалитров алкоголя (крепкого и слабого). Из этого объема внутри региона было реализовано 35,256 тысячи декалитров спиртного.

Всего же за первый квартал в Ульяновской области продали 394,972 тысячи декалитров алкоголя. Для сравнения: за тот же период 2023 года объем реализации составил 187,507 тысячи. А в четвертом, «предновогоднем» квартале, когда продажи спиртного растут, – 227,042 тысячи декалитров. Рост приличный.

Для бюджета Ульяновской области это хорошая новость. Акцизы (на алкоголь и нефтепродукты) составляют более трети от общего объёма поступлений в региональную казну. В прошлом году в бюджет поступило 16,4 млрд рублей акцизов на пиво, на крепкий алкоголь – около 995 млн рублей. По озвученным ранее минфином планам, в нынешнем году из запланированных 21,896 млрд «акцизных» рублей в алкоголь должен принести минимум 16,505 млрд (из них от пива – более 15,266 млрд рублей).

Напомним, в областной бюджет поступает 100% акцизов от производства пива. А вот акцизы на крепкий алкоголь полностью идут в федеральный бюджет, после чего 40% распределяется между регионами в зависимости от объемов производства на их территории. Плюс к этому, с 2017 года субъекты РФ также получают еще 10% доходов от собранных акцизов, исходя из объемов алкогольной продукции, реализованной на их территории в розницу (через ЕГАИС). Так что чем больше употребляют ульяновцы, тем в любом случае выгоднее для бюджета.

В конце прошлого года Правительство РФ утвердило концепцию сокращения потребления алкоголя до 2030 года. Однако пока тренд совершенно противоположный. Если темп роста продаж, взятый в первом квартале, сохранится, нынешний год может перебить 2023-й. По данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в прошлом году розничные продажи крепких спиртных напитков – водки, коньяка и ликероводочной продукции крепче 25 градусов увеличились на 3,6%, до рекордных 7,2 литра на душу населения. Потребление вина в среднем по стране составило 5,9 литра, а пива – 53,3 литра на человека.

В Ульяновской области, по данным за 2023 год, потребление крепкого спиртного составило 6 литров на душу населения (плюс 4,6% к 2022 году), винодельческой продукции – 4,3 литра (рост на 3,3%), а вот пивоваренной продукции, сидра, медовухи и пуаре ульяновцы выпили меньше – 48,6 литра (минус 6,6%). В ПФО самыми пьющими крепкий алкоголь регионами оказались Удмуртия и Кировская область (10,8-10,7 литра на человека).

По последним данным Ульяновскстата, средняя стоимость литра водки в регионе составляет 635 рублей (последние недели она по чуть-чуть сбавляет в цене).

Еще один говорящий тренд – увеличение количества алкомаркетов. Эксперты компании Filipov Capital выяснили, что с августа 2023 года по апрель 2024-го количество специализированных точек, реализующих продукцию с градусом, выросло на 17,9%.

Растет ли в регионе количество людей, которым ставят диагноз «алкоголизм»? Ульяновский врач-психиатр-нарколог, психотерапевт Сергей Анфимов говорит, что за последние годы количество пациентов у него примерно одинаковое (исключение – время после праздников, когда поток может увеличиться). Как правило это мужчины; женщин гораздо меньше: в основном на лечение их направляют соцслужбы, чтобы не допустить лишения родительских прав, либо они приходят сами.

– Главная причина, по которой люди доходят до алкоголизма – его употребление без боязни последствий. Употребление горячительного в нашем обществе считается нормальным. Жены некоторых наших пациентов говорят, что их мужья не могут пить «как все». Когда я спрашиваю, что это значит, отвечают «как все нормальные люди». В таких семьях убеждены, что пить – это нормально, главное делать это «в разумных пределах». У каждого своя генетика, особенности организма. Кто-то попадает в зависимость от алкоголя раньше, кто-то позже, но путь у всех один: если регулярно и помногу употреблять, будет потерян количественный контроль над выпивкой, а затем изменится качество жизни. Люди могут пить даже во время работы, они становятся более агрессивными, возникают финансовые проблемы и проблемы со здоровьем, – рассказывает Сергей.

По его словам, доступность алкоголя и просто его нахождение в поле зрения стимулирует людей его покупать:

– Сегодня один из пациентов мне рассказал, что он заходит в супермаркет, постоянно смотрит на витрины с алкоголем и в итоге туда заруливает, это большой соблазн. Либо может быть так, что человек идет с работы домой, по дороге есть алкомаркет, и ноги сами туда его несут. Просто зайти посмотреть на полки и выйти без пакета с алкоголем не получится – вид магазина, полок с продукцией, бутылок, этикеток запускает в подсознании алкогольную программу.

Анфимов уверен, что если ограничить предложения, уменьшить количество точек продаж, их видимость, это снизит употребление спиртного в целом. Аргументы, что если алкоголь не будет продаваться, его будут делать сами, распространяются лишь на небольшое количество людей, потому что этот процесс достаточно сложный. Основная масса просто рефлекторно реагирует на вид алкоголя в магазинах.