Приказ Министерства просвещения РФ от 19.03.2024 № 171, добавивший в учебный предмет «Физическая культура» несколько новых модулей, вызвал бурную реакцию как у политиков, так и у представителей спортивной общественности. Главным триггером стало введение в школах на факультативном уровне гольфа – вида спорта по происхождению не российского и дорогостоящего. Узнали, что думают по этому поводу ульяновцы.

Согласно приказу Минпросвещения, на всех уровнях образования по учебному предмету «Физкультура» появляются новые модули. В их число вошли знакомые и не вызвавшие отторжения «Городошный спорт», «Скалолазание», «Спортивный туризм», «Ушу», «Дзюдо», «Бокс», «Киокусинкай», «Перетягивание каната», «Коньки», «Тяжелая атлетика», «Танцевальный спорт», «Хоккей на траве». Но помимо этого в документе есть и экзотические «Роллер спорт», «Чир-спорт» и «Гольф». Нововведения появятся в школьной программе с нового учебного года.

Как объяснили федералы необходимость введения этих модулей? Цитируем приказ:

«Гольф средство воспитания, формирует у обучающихся нравственные качества (честность, доброжелательность, дисциплинированность, самообладание, терпимость, коллективизм). Гольф требует соблюдения этикета, это дисциплинирует детей и подростков, учит их владеть собой в стрессовых ситуациях и с уважением относиться к соперникам».


«Роллер спорт формирует у обучающихся чувство патриотизма, нравственные качества (честность, доброжелательность, дисциплинированность, самообладание, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми качествами (смелость, решительность, инициатива, трудолюбие, настойчивость и целеустремленность, а также развитие способности управлять своими эмоциями).

«Чир спорт (чирлидинг) – модный, интересный для детей. Доступность и привлекательность, высокая позитивная эмоциональность, многообразие двигательных действий, большой диапазон перечня и уровней функциональных нагрузок позволяют использовать данный вид физкультурно- спортивной деятельности, как одно из средств физического развития обучающихся в образовательных организациях».

Некоторые ульяновцы уже раскритиковали нововведение. Заместитель председателя Общественного совета при минспорта Ульяновской области Сергей Осипов сомневается, вытянут ли учебные заведения занятия такими видами спорта:

– Школа должна дать ребенку базовые навыки физического воспитания, а потом дети должны определиться, какой вид спорта им подходит. Далее развивать свои навыки либо в системе дополнительного образования в школах либо в спортивных школах, но за рамками общего образования. Поэтому необходима единая общеобразовательная программа, кроме специализированных школ по предметам.

Допустим, один класс выбирает один вид спорта, второй другой и так далее… Где мы найдем кадры, второе экипировку, третье спортивную базу. Упираемся в кадры и экономику. Вытянем?

Касаемо обоснований видов спорта и патриотизма. Все виды несут патриотику, но… Первое, представьте, где-нибудь в английской школе будут развивать российский вид спорта? Второе, все же бы делал ставку на базовые виды спорта с местной историей и кадрами. И это, как в системе общего (но не модули, а теория), так и дополнительного образования!

Президент региональной общественной организации «Олимпийский совет Ульяновской области» Олег Калмыков считает, что в школе должны быть только общеразвивающие виды спорта:

– Понятно, что каждый пытается всеми доступными и разными другими способами развивать свой вид спорта. В том числе «затаскивая» свои виды спорта в школьные программы… То ручной мяч в школу, то самбо, теперь до гольфа докатились. В школе должны быть только общеразвивающие виды спорта, все остальное за пределами школы, в клубах, секциях и спортивных школах!

Сенатор Айрат Гибатдинов высказался шире – он против не только гольфа, но и чирлидинга, и скалолазания, и за – возвращение советской системы образования:

– Как связана российская школа с гольфом и «чирлидингом» – понять сложно. Собственно, как и для чего в школах нужны такие дисциплины как скалолазание. Однако, новый Приказ Министерства просвещения предлагает именно это нововведение.

В первую очередь мы должны вернуть детям возможность посещения бесплатных кружков и секций на базе школ, а не изобретать велосипед путем создания новых модулей обучения.

Классическая система школьного образования подразумевает полное и всестороннее развитие ребенка. Это практиковалось в советское время и должны вернутся к этим стандартам. Если кто-то забыл, напомню, что сильнейшие спортсмены были воспитаны именно советской системой. Спорт был доступен, на физкультуре ребята знакомились с различными дисциплинами и уже в свободное от занятий время, выбирали что-то для себя.

Попытки модернизировать российскую систему образования не принесут никакого результата ровно до того момента, пока мы не обратимся к советской системе образования.

В самом Минпросвещения отметили, что федеральная программа предмета «Физическая культура» включает как обязательные, так и вариативные модули. Последние предусматривают обучение в школьных спортивных клубах, кружках, секциях и внеурочную деятельность. Гольф, чир-спорт, скалолазание и прочее – это как раз факультативные модули.

Федерации гольфа в Ульяновской области нет (но есть у соседей – в Самарской области, Татарстане и Чувашии). Зато известный поклонник этого вида спорта – депутат Госдумы от Ульяновской области Владимир Кононов. Он 10 лет возглавлял федерацию гольфа Московской области и даже как-то в СМИ обмолвился, что гольф-поле можно построить в Димитровграде, правда, за частные деньги.

По данным Тинокофф Журнала, гольф входит в число самых затратных видов спорта. Затраты на первый сезон для спортсмена составляют от 450 тысяч рублей, стоимость занятия с тренером – от 5 тысяч рублей в час, набор собственных клюшек – около 200 тысяч рублей.

Министра спорта Ульяновской области Николай Скобелин не видит ничего плохого в расширении списка видов спорта по факультуативным занятиям:

– В нашем регионе культивируется более 80 видов спорта, и мы поддерживаем развитие новых федераций. Но упор все же делаем на базовые виды спорта, которые определяются массовостью занимающихся и результатами выступлений спортсменов. Поэтому мы с радостью взаимодействуем с Минспросвещения по пропаганде и популяризации проектов «Футбол, волейбол, баскетбол, борьба, самбо, бокс в школу». Насколько я понимаю, нововведения касаются дополнительных вариативных модулей в формате кружков и секций по интересам, поэтому думаю, что вовсе неплохо предоставлять возможность детям попробовать себя в разных видах спорта.

Директор ульяновского техникума олимпийского резерва Сергей Кузьмин также считает, что в приказе министерства есть только плюсы.

– Если ввели гольф, значит, федерация активно об этом позаботилась, есть школы где они хотят его ввести. Вариативность в целом это хорошая история, чем больше будет возможностей проводить занятия по тем или иным видам спорта, тем лучше, почему нет? Тем более, что это не обязаловка, школы будут вводить то, что возможно на их базе. В свое время мы хотели внедрить программу, которая предполагала введение определенных видов спорта в каждой параллели, в зависимости от возраста. Например, 1 класс – шахматы, 2 класс – плавание, 3 и 4 класс – занятия на льду, 4 класс – сдача ГТО, как подытог первой учебной ступени. В 5 классе – командные виды спорта, в 6-ом – цифровые, в 7-ом – военно-прикладные, 9 класс – турпоход. По итогам выпускник 9-11 классов владеет массой спортивных вариантов. Но чтобы внедрить все это, нужно было желание и образования, и спорта, плюс дополнительное финансирование, – пояснил Кузьмин.