Ульяновский перевозчик – ООО «Профессиональный союз военнослужащих» – обратился к депутатам ЗСО с просьбой о помощи. В ближайшее время городские власти планируют разыграть два маршрута, которые обслуживает компания – №43 и 52. Частники опасаются, что документация будет составлена так, что конкурс выиграет ПАТП-1. Руководство госпредприятия не отрицает, что маршруты им интересны и надеются, что работа на них поможет финансовому оздоровлению ПАТП. Депутаты отметили парадоксальность ситуации и рекомендовали минтрансу найти компромисс.

Учредитель ООО «Профессиональный союз военнослужащих» Александр Лебедев рассказал, что его предприятие занимается транспортным обслуживанием более 20 лет. Это один из немногих частных перевозчиков, который работает по регулируемому тарифу. Частник обслуживает два основных маршрута – №43 и 52, пять садоводческих (95С, 82С, 99С, 84С, 87С, 58) и два социально значимых маршрута – речной порт (начнет работать с 1 июня) и в «Новую жизнь».

– На маршрутах работает более 80 автобусов, в том числе, средней вместимости. Все они подключены к системе ГЛОНАСС, оснащены контрольно-кассовой техникой и валидаторами. У нас трудоустроено более 100 сотрудников. По работе серьезных замечаний нет, по итогам проверки ЦОДД расписание выполняется более чем на 95%, – пояснил Лебедев.

Проблема возникла из-за того, что в декабре заканчивается срок действия полуторагодичного контракта, который город заключил с ООО. Будет объявлен новый конкурс, в котором, по словам частника, планирует принять участие ПАТП-1.

–  ПАТП хочет выставить автобусы только средней вместимости. В этом случае мы не сможем составить конкуренцию предприятию. Сможет ли финансово оздоровиться благодаря победе в конкурсе, большой вопрос. Существует много параллельных маршрутов на автобусах малой вместимости, которые составят конкуренцию. Мы получаем по контракту субсидии – 25 копеек за один километр работы (на полтора года это 628,405 тысячи рублей на 43 маршруте). Вряд ли на таких условиях будет работать ПАТП-1, наверняка понадобятся дополнительные финансовые вливания. Возникает вопрос: зачем ломать то, что хорошо работает уже 20 лет? Сами пассажиры говорят, что вечером можно уехать только на нашем 52-м автобусе. Сто наших работников могут остаться на улице, потому что если мы проиграем тендер, останемся без маршрутов, так как закончился срок действия свидетельства на право осуществления пассажирских перевозок. А мы его проиграем, если в конкурсной документации будут указаны только автобусы средней вместимости, – заявил учредитель ООО.

По словам Александра Лебедева, руководство ПАТП-1 может разработать свои маршруты, которые тоже будут рентабельны.
И.о. руководителя МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Играмудин Эмиров признал, что «Профессиональный союз военнослужащих» выполняет расписание практически на 100% и сегодня является одним из лучших перевозчиков в городе. Контракт, по его словам, будет разыгран на 2025 и 2026 годы.

Врио директора ПАТП-1 Иван Павлов отметил, что по проекту развития предприятия, который предполагал закупку 50 автобусов и последующее приобретение еще 150 машин (позже власти от этого отказались), предусматривалась передача семи маршрутов, в числе которых были №43 и 52. В итоге передали только два – №20 и 28. Эмиров уточнил, что ПАТП-1 соблюдает график движения «процентов на 70-80». «То есть по факту хуже, чем, например, маршрут №43», – уточнил глава промкомитета Дмитрий Грачев. Эмиров ответил, что «напряжения по 28 маршруту нет, а 20 маршрут выстроили так, что все люди в пиковое время свободно уезжают, хотя, конечно, хотят лучше».

– Вы же, как профессионалы, наверное, просчитывали необходимость единиц подвижного состава, интервал движения. И должны предъявлять требования к его исполнению. А сейчас говорите: ну не выполняет, но ничего страшного, – парировал Грачев.

За ПАТП-1 заступился руководитель Иван Павлов. Он заявил, что предприятие проводит работу по оптимизации количества рейсов и подвижного состава:

– С учетом действующих контрактов график составлен так, что у нас как в пиковое, так и в межпиковое время интервал движения одинаковый. Мы вносим свои предложения по расписанию, чтобы его оптимизировать. Транспортную доступность не уменьшаем. Наша задача – минимизировать убытки.

Врио директора ПАТП-1 объяснил, что перед предприятием была поставлена задача проанализировать контракты на обслуживание маршрутов, которые будут отыграны в городе, и участвовать в них:

– Мы выбрали те маршруты, в которых реально видим доход. Не хотим никого ограничить. Но у нас автобусов малого класса нет, поэтому с такой документацией мы будем лишены возможности участия в конкурсе. А нужно, чтобы это могло сделать и госпредприятие, и частники.

Эмиров поддержал коллегу: заявил, что «укрупнение класса автобусов» в техзадании делается для того, чтобы пассажирам было комфортнее.

Дмитрий Грачев озвучил парадоксальность ситуации:

– Владельцы маршрута согласились перейти на регулируемый тариф. Мы слышим, что все работает хорошо, на 95-97%. А теперь вы говорите: сейчас мы себе это заберем и сами будем хорошо работать. Сделаем конкурс так, чтобы частники оказались неконкурентоспособными. Мы ничьи интересы здесь не лоббируем, выступаем за добросовестную конкуренцию. Главная задача – качественно обеспечить транспортом людей, а не путем перехода маршрута к другому исполнителю поднять доходы ПАТП.

Глава комитета напомнил, что состояние госпредприятия обсуждалось на площадке ЗСО неоднократно. Руководство ПАТП-1 заявляло о простое 30-50 автобусов из-за нехватки водителей. Но, тем не менее, хочет забрать дополнительные маршруты:

– Мы боимся, что хорошо работающее, исполняющее свои обязательства частное предприятие может прекратить работать. И есть опасения, сможет ли ПАТП сделать лучше.

Депутат Юрий Мухин поставил под сомнение то, что пассажиры положительно оценивают работу общественного транспорта: «Такой отзыв можно услышать, наверное, от 1 из 100 жителей города». По его словам, проблема с кадрами у госпредприятия действительно остается острой – водители уходят к частникам, плюс часть из них сейчас на СВО.

– Если бы у этой организации был план развития, и мы бы сейчас уже здесь не собирались по этим вопросам и не выясняли, кто будет здесь этим маршрутами заниматься, – отметил Мухин.

Василий Гвоздев признался, что это обсуждение вызвало у него «странные чувства»:

– Здесь не хватает антимонопольного комитета, который, наверное, нам сказал: ребята, вы что обсуждаете? Разве можно конкурс сделать под одного или под другого? Где сильный юрист, который вас поставит на место? Прокуратуры на вас не хватает! Если проводить конкурс, то документация должна делаться так, чтобы жители получили высокое качество услуг. При всем к вам уважении, Александр Владимирович (Лебедев – прим. ред.), говорить на нашей площадке «сделайте так, чтобы не было средних автобусов», это просто без комментариев.

Гвоздев призвал смотреть шире – обсуждать программы развития городского транспорта, нарабатывать новые маршруты. Например, уже сейчас продумать, какие автобусы будут ходить по новому мосту на Шевченко, где в 80-90 годы курсировал автобус №3 от ПАТП.

Второй представитель перевозчика Сергей Абрамов предложил вернуться к свидетельствам, которые дают право семь лет заниматься маршрутами и развивать их:

– За два года (срок действия контракта) ни один автобус нельзя купить, что уж говорить о десятках автобусов. На нас бюджетные деньги не надо тратить, можно их куда-то перенаправить.

Дмитрий Грачев резюмировал, что депутаты не могут влиять на условия конкурса. Который обязательно должен быть проведен: «Вспомните рекультивацию полигона в Красном Яре. Если бы тогда провели конкурс, то 152 млн из бюджета, возможно, сейчас направили бы не туда, а на развитие ПАТП». В итоге минтрансу было рекомендовано рассмотреть обращение частников и выработать вместе с ними совместное решение, чтобы не настраивать бизнес против власти.