Юрист Алмаз Кучембаев направил в областную прокуратуру и Ульяновскую межрайонную природоохранную прокуратуру жалобу на необоснованное сокращение границ ООПТ «Черное озеро», нарушение режима водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Свияги, а также незаконные застройку в границах охранных зон реки и работы по засыпке Свияги. Здесь начались земельные работы, которые, скорее всего, являются подготовительными к возведению очередного многоэтажного дома. Минприроды до сих пор не установило границы охранной зоны региональной ООПТ «Черное озеро», а город не внес границы местной ООПТ в ЕГРН, хотя решение суда по проверке, инициированной Кучембаевым, было вынесено еще в 2021 году.

Началось все с того, что жители микрорайона УлГУ увидели, что прямо на берегу, в окрестностях Набережной реки Свияга и переулка Суворова, начались земельные работы. Предположительно, это может быть новая стройплощадка компании «Смарт-Инвест», которая уже не один десяток лет возводит здесь многоэтажные дома. На фото видно, что работы ведутся буквально в нескольких метрах от реки – в водоохранной зоне и одновременно в зоне ООПТ «Черное озеро». А это, по мнению Алмаза Кучембаева, явное нарушение закона.

В жалобе юриста указано, что застройка может вестись не только в прибрежной защитной полосе Свияги, но и в фактических границах реки.

– Минприроды Ульяновской области определило границы Свияги и направило сведения о ней в уполномоченные органы федеральной власти. Но если наложить спутниковую съемку сервиса публичной кадастровой карты Росреестра на границы данных охранных зон, можно увидеть значительное расхождение. То есть границы реки Свияга в ЕГРН не соотносятся с ее реальными границами. В отдельных местах не бьются и границы береговой линии с границами водоохранной зоны (прибрежной защитной полосы), – уточняет Кучембаев.

Таким образом, земельный участок, на котором осуществляется строительство, может находиться в границах русла Свияги. И работы, которые на нем проводятся, могут привести к его искривлению. Оно уже искривляется, это видно на фото сверху.

Юрист видит две проблемы, связанные с границами Свияги и границами охранных зон. Первая – строительство в границе прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны Свияги, что нарушает их режим. Второе – то, что границы Свияги, ее водоохранная зона и прибрежная защитная полоса определены неверно и не отвечают требованиям статьи 65 Водного Кодекса РФ.

Второй вопрос, связанный со Свиягой – границы ООПТ «Черное озеро». Мы уже писали, что по сути особо охраняемых природных территорий здесь две: местного и регионального значения.

– Постановлением мэра Ульяновска №536 от 22.04.1993 года и распоряжением главы администрации Ульяновской области № 1190 от 21.11.1994 был образован экологический парк на базе Черного озера и прилегающей территории долины реки Свияга. Он включал территории как на правом, так и на левом берегу реки, общая площадь парка – 123,4 га. В таком виде границы ООПТ стояли на кадастре. Однако сейчас они пропали, – рассказал Алмаз.

На региональном уровне ООПТ «Черное озеро» предусматривало площадь 25,5 га. Согласно выписке от 17.04.2024 № КУВИ-001/2024-106559223 ООПТ «Черное озеро» регионального значения был поставлен на кадастровый учет в ЕГРН в 2018 году, а в 2020 году изменил свою площадь в сторону сокращения.

– Фактически это нарушает положения Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ. А отсутствие согласования проекта ООПТ с Минприроды России затрагивает интересы Российской Федерации. Единственным документом в части обоснования ООПТ «Черное озеро» является подготовленное заключение ООО «НИИ центр Поволжье» от 2014 года, опубликованное на сайте Ульяновской городской Думы. В 2018-2020 годах исследований не проводилось, – поясняет юрист.

Аналогичные положения, по его мнению, можно применить и к ООПТ «Черное озеро» местного значения. Границы ООПТ местного значения подлежат внесению в ЕГРН. Сделать это городские власти должны были еще три года назад. Такое решение принял Ульяновский областной суд после проверки, которую провела прокуратура по заявлению Алмаза Кучембаева (апелляционное определение по делу №33а- 4376/2021 от 23 ноября 2021 года).

Но до сих пор меры по разделу земельного участка, где расположен экопарк, не приняты, границы ООПТ не установлены, Положения о данной особо охраняемой природной территории также нет. В начале марта нынешнего года в мэрии нам поясняли, что в настоящий момент только «планируется принять Положение».

– Таким образом, уполномоченные органы власти Ульяновска и Ульяновской области либо допускают бездействие в части застройки территории ООПТ «Черное озеро», либо безосновательно сократили территорию данного ООПТ, – резюмирует Кучембаев.

В марте этого года Засвияжский районный суд удовлетворил требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Ульяновской области к региональному Министерству природных ресурсов и экологии. Бездействие Минприроды было признано незаконным: ведомство не подготовило и не направлению губернатору Ульяновской области предложения о создании охранной зоны и установлении ее границ в отношении памятника природы регионального значения «Памятник природы «Экологический парк «Черное озеро». Суд обязал сделать это в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу.

Как уточнили в Минприроды, в этом году будет заключен госконтракт на установление границ семи ООПТ, в том числе, Черного озера.