Экс-председатель Счетной палаты Ульяновской области, ныне зампред правительства Игорь Егоров курирует, в числе прочего, Управление по охране объектов культурного наследия. Тема с ОКН для региона болезненная: многие памятники – в плачевном состоянии, на их восстановление требуются сотни миллионов рублей. В интервью Улпрессе Игорь Игоревич раскрыл планы работы в этом направлении: сколько ОКН у нас в регионе стоит на балансе, как эффективно сохранять наследие и будет ли налажен открытый разговор о задачах и проблемах в этой сфере. К сожалению, в последнее время многие решения у нас принимались исключительно кулуарно.

– Игорь Игоревич, сколько у нас в регионе всего объектов культурного наследия? Кому они принадлежат?

– На начало 2024 года на территории Ульяновской области в государственном реестре значилось пять достопримечательных мест и 956 недвижимых объектов культурного наследия (здания и сооружения). Более 50 из них являются многоквартирными домами. Свыше 40% объектов культурного наследия находились в частной собственности, а еще у 10% объектов собственник не был определен. Кроме того, на территории области на начало года выявлено 513 памятников археологического наследия. «Хозяйство» огромное и «разношерстное».

– Что по законодательству должно быть записано в «паспорте» у объекта культурного наследия?

– В соответствие с российским законодательством у каждого объекта культурного наследия должны быть оформлены и утверждены предмет охраны, зона охраны и границы территорий.

Предмет охраны – это конкретный перечень индивидуальных особенностей объекта культурного наследия, на основании которого он подлежит государственной охране.  Это указание на конкретные элементы здания, которые придают объекту культурно-историческую ценность и которые необходимо сохранить при эксплуатации и обслуживании. Ими могут быть архитектурные детали фасадов, элементы интерьеров, конфигурация кровли и т.д.

Понятие «предмет охраны» является ключевым при определении границ допустимого вмешательства при ремонте и приспособлении памятника к современному использованию. Ремонтные и реставрационные работы на объекте культурного наследия допускаются без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. Предмет охраны устанавливается по итогам историко-культурной экспертизы, которая проводится до начала работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия.

Разработка проекта предмета охраны объекта культурного наследия ведется специализированными компаниями  на основании архивных данных, археологических и натурных изысканий, архитектурных и градостроительных исследований. Стоить эта работа может многим более 100 тысяч рублей.

На начало этого года две трети от общего числа объектов культурного наследия на территории Ульяновской области не имело утвержденного предмета охраны. В целом, схожая ситуация и в большинстве других регионов страны. Предстоит огромная и сложная работа. Ее не завершишь ни за месяц, ни за год. Но двигаться надо максимально быстро.

– Во время своего отчета губернатор Алексей Русских заявил о необходимости подготовки областной программы сохранения объектов культурного наследия. Что именно планируется в нее включить, какое нужно финансирование?

– Проект областной программы мы планируем разработать в ближайшие полтора месяца. Она должна предусматривать выделение средств из федерального, областного, местных бюджетов и  привлечение денег из внебюджетных источников. На мой взгляд, возможна разработка как пятилетней, так и десятилетней программы. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. В приложении к программе будут указаны объекты, которые планируется профинансировать из всех возможных источников. Крайне важной остается поддержка из федерального бюджета.

– Какая, по-вашему, стратегия должна быть в работе с ОКН? Что нужно изменить, чтобы эффективно сохранять наследие?

– Главное сегодня, как впрочем и всегда, заключается в том, что необходим комплексный системный подход. Ключевые задачи на ближайшие годы, на мой взгляд, следующие.

1. Необходимо выделение средств из областного бюджета для восстановления приоритетных объектов.

2. Нужно инициировать скорейшие изменения в федеральном законодательстве. Об этом сказал президент России Владимир Путин 29 февраля, выступая с Посланием к Федеральному собранию: «Надо устранить явно избыточные, противоречивые требования, из-за которых порой памятник разрушается на глазах, а формально, по закону оперативно принять меры по его спасению невозможно». Если мы хотим привлекать серьезные финансовые ресурсы от частных инвесторов для сохранения и возрождения объектов культурного наследия, необходимы правовые изменения.

3. У себя в регионе мы должны использовать опыт Калининградской, Нижегородской, Тюменской областей, других российских регионов по оказанию мер поддержки компаний и граждан, которые вкладывают свои средства в восстановление памятников. Перечень таких мер достаточно широк: льготы по налогу на имущество, частичная компенсация процентной ставки по кредитам, частичное субсидирование затрат (с четко разработанной балльной шкалой, используемой при отборе претендентов на субсидию). Для принятия необходимых изменений в региональном законодательстве нужна поддержка депутатов.

4. Для компаний, желающих приобрести или взять в долгосрочную льготную аренду объекты культурного наследия, нужно готовить инвестиционные предложения, своего рода инвестпроекты и обеспечивать их консультационное сопровождение.

5. Необходимо привлечь к работе по сохранению нашего национального достояния десятки, а еще лучше сотни волонтеров. Опыт многих российских регионов показывает, насколько большую роль могут играть волонтеры-строители, волонтеры-архитекторы, волонтеры-историки. У нас в регионе немало неравнодушных, любящих свой край людей. Пришла пора их разбудить и привлечь к общей созидательной работе.

Для сплочения нужны интересные новые проекты. В этом плане важно максимально тесное взаимодействие с региональным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

6. Многие регионы активно привлекают для сохранения объектов культурного наследия средства различных федеральных грантов. Мы эту работу еще даже не начинали. А давно бы уже пора.

– В Ульяновске есть несколько знаковых объектов, которые требуют ремонта и реставрации: здание кинотеатра «Художественный», областная филармония, Дом Языкова. Хотелось бы по каждому этому объекту услышать – какие суммы нужны?

– На все эти три здания в 2021 и в 2022 годах была разработана проектная документация для проведения ремонтных и реставрационных работ. Суммы необходимы значительные. Расходы на проведение ремонтно-реставрационных работ здания филармонии, например, могут превысить 450 млн рублей.

– Когда доремонтируют бывший кинотеатр “Пионер”?

– Есть решение суда. Согласно ему ремонт балансодержатель должен завершить в этом году.

– Определена ли судьба здания бывшего Суворовского училища?

– На сегодняшний день продолжается обсуждение различных вариантов будущего использования этого здания. Очевидно то, что для того чтобы вернуть его «к жизни», потребуются немалые финансовые ресурсы.

Для меня и для моей семьи это здание особенное. Мой прапрадед Яков Шепелев на протяжении долгих лет был, выражаясь нынешней терминологией, завхозом здания Кадетского корпуса. Мой дед, погибший на фронте, закончил в его стенах Ульяновское танковое училище в 1943 году.

На сегодняшний день здание бывшего Кадетского корпуса находится в городской собственности. В прошлом году арбитражный суд обязал мэрию Ульяновска обеспечить в 2024 году разработку проектной документации для проведения первоочередных ремонтных работ, а до конца 2025 года провести их.

– В центре Ульяновска много старых деревянных домов, которые являются объектами ОКН, но находятся в плачевном состоянии. Есть те, кто считает, что сохранять их не стоит, так как все равно дома разрушаются из-за нехватки средств у собственников. Какова ваша позиция?

– Действующее российское законодательство жестко требует сохранение объектов культурного наследия. Возможно проведение масштабной реконструкции здания, но при обязательном сохранении и реставрации предмета охраны. Если мы обратимся к опыту крупнейших городов России, то увидим немало примеров превращения старинных деревянных зданий в каменные, при сохранении и бережной реставрации их деревянных фасадов.

– За последние годы сложилось мнение, что работа Управления по охране объектов культурного наследия была в последние годы недостаточно информационно открытой для общественности. Вы согласны с этим?

– Будем вносить коррективы. В ближайшие месяцы обновим сайт, сделаем его в максимальной степени информационно насыщенным. Создадим и разместим на сайте иллюстрированный электронный каталог объектов культурного наследия Ульяновской области. Планируем регулярно проводить пресс-конференции и брифинги для журналистов, с участием и чиновников, и краеведов, и инвесторов. Будет значительно обновлен областной Экспертный совет, в состав которого войдут известные в области архитекторы, проектировщики, историки, археологи.