На очередном заседании городской Общественной палаты подняли вопрос кадрового дефицита в ульяновских учреждениях образования. Нехватку учителей фиксируют в большинстве регионов страны, и Ульяновск не исключение. Общественники обсудили возможности улучшения ситуации. Основными инструментами для системной и комплексной работы в этом направлении они называют повышение зарплат, предоставление жилья и психологическую поддержку от опытных наставников.

В Ульяновске действуют 208 образовательных организаций, в которых трудятся 6 794 учителя. Большой процент от этого числа составляют педагоги среднего возраста, а вот доля молодых специалистов составляет всего 26%. В последнее время этот показатель держится стабильно. Закрепляемость таких специалистов за рабочими местами составляет 63%, это значит, что отработав какое-то время в образовательном учреждении, большинство выпускников педуниверситетов и колледжей остаются в профессии, однако им необходима поддержка опытных коллег.

— В школах остается много педагогов пенсионного возраста, это мудрые люди, которые отдали профессии много лет своей жизни. Зачастую именно они выступают наставниками для новых специалистов, — объясняет Светлана Куликова, начальник городского управления образования. — Основными поставщиками новых кадров у нас сейчас выступают педучилища, это хорошее подспорье для нас. Именно эта категория педагогов чаще всего задерживается в профессии, они проходят осмысленный путь: сначала поступают в колледжи, после идут работать и параллельно получают еще и высшее образование. Как правило, такие педагоги хорошо продвигаются по карьерной лестнице и горят своим делом.

Однако сейчас продолжают фиксировать и отток молодежи после выпуска из университетов. Одна из основных причин, которую огласили на заседании, — низкая заработная плата. И это основной вопрос, над которым нужно работать ответственным чиновникам. Сейчас помимо индексации зарплат в городе работают муниципальные меры поддержки. К примеру, по программе «Забота» молодым педагогам единовременно выплачивают 10 тысяч рублей.

Еще одна немаловажная причина, почему молодые специалисты не задерживаются в профессии, — это выгорание. Выпускнику, только пришедшему работать в школу, тяжело адаптироваться к новым условиям. В помощь им была введена система наставничества. За молодым учителем закрепляется более опытный педагог, который помогает ему разобраться во всех профессиональных вопросах, а также дает советы по улучшению рабочего процесса. Кроме того, как в городе, так в регионе работают над правовым просвещением педагогических работников, чтобы каждый учитель мог отстоять свои права.

— Мы сейчас договариваемся с центром «Росток» о том, чтобы нам выделили одного специалиста, который бы помогал справляться педагогам с психологической нагрузкой, адаптацией и профессиональным выгоранием, — добавила Куликова.

Есть нехватка кадров и в системе дополнительного образования. Например, в городских школах искусств 27 свободных вакансий. Особенно не хватает концертмейстеров, преподавателей по эстрадному вокалу и игре на гитаре.

— Молодых специалистов мы холим и лелеем. Стараемся вовлекать их во все конкурсы профессионального мастерства с денежными призами. Например, в ДШИ №12 есть свой «Учитель года», за победу в котором тоже есть некоторая финансовая награда, — рассказывает Юлия Фомичева, заместитель начальника управления культуры и организации досуга населения администрации Ульяновска.

На заседании также несколько раз поднимали тему выделения жилья молодым преподавателям. Как отметили общественники, специалисту будет легче работать в сфере образования, если жилищный вопрос будет для него закрыт. Хотя, будем честны, городской бюджет вряд ли сможет справиться с решением этой проблемы самостоятельно, поэтому участники заседания планируют выступить с данной инициативой на федеральном уровне.

Фото ultoday73.ru