В Ленинском районном суде продолжается судебный процесс над депутатом Гордумы Ульяновска Сергеем Гулькиным. Напомним, его обвиняют в хищении почти 2 млн рублей с использованием служебного положения. В числе потерпевших – собственники кальянных, которые повелись на авторитет и связи Гулькина и давали взятки за непроведение проверок во время ковидных ограничений. Репортаж из зала суда для Улпрессы ведет журналист, автор Телеграм-канала “Симбирский шугожор” Виталий Ахмеров.

Перед началом заседания успел поговорить с Гулькиным минут пять:

– Какие прогнозы по итогу?
– Лет 12 (отшутился).
– Чем занимаешься в камере?
– Спортом.
– Есть ли в камере другие ВИПы?
– Нет, у меня с ними разные взгляды на жизнь. Они на работу ходят, в хозотряде. Я нет.
– Отношения с сокамерниками какие?
– Ровные.

Рассказал ему про довыборы, что Шеянов планируется избраться в Ленинском районе самовыдвиженцем. “Зачем ему это вообще надо?”, – задал вопрос Гулькин.

Фотографировать в зале суда запретили, конвой в этот раз взрослый, пресекают жёстко.

Начался допрос владелицы кальянной Елены Апариной. По ее словам, чтобы решить вопрос с непривлечением к административной ответственности за работу в пандемию и непроведение проверок, она обратилась к своему знакомому предпринимателю Руслану Кутуеву с предложением договориться с Гулькиным. Депутат сообщил, что цена решения вопроса с полицейскими – 60 тысяч рублей ежемесячно. Деньги передавались через Кутуева, как посредника, либо переводились на расчетный счет. В общей сложности с декабря 2020 года по апрель 2022 года Апарина передала Гулькину через Руслана Кутуева 1,2 млн рублей.

– Гулькина лично не знаю, знаю по СМИ и разговорам сотрудников. Первый контакт был в 2018 году. Он пришел с несовершеннолетним другом, мы его не пустили. В СМИ были статьи о его рейдах, проверках, в том числе о закрытии заведений после его проверок. Видимо, там находили нарушения. Или он делал так, что там происходили нарушения. Несколько заведений кальянного типа закрыто при его участии. Складывалось впечатление, что у него в этом есть какой-то интерес. В 2020 году мы не работали с марта по август, в сентябре-октябре начали работать. Указ губернатора о режиме повышенной готовности обновлялся очень часто, я не всегда успевала следить. Одно из обновлений касалось запрета на работу после 23:00, я не уследила, и уже на следующий день в 23:15 была проверка, – рассказала владелица кальянной.

Лично с Гулькиным она не общалась, нашла его знакомого Руслана Кутуева и обратилась к нему. Попросила сделать так, чтобы проверки прекратились: “работать было невозможно”. Апарина знала, что Кутуев дружил с Гулькиным. Кутуев сказал ей, что может помочь.

– На следующей встрече мне была обозначена сумма, 60 тысяч ежемесячно, и меня не будут трогать. Это всё было в декабре, потому что на носу были новогодние праздники, люди в это время ходят отдыхать, и проблем не хотелось. Прозвучало примерно так: плати 60 тысяч в месяц, и проблем не будет. Исходя из разговора с Кутуевым, у Гулькина были связи в правоохранительных органах, и он может посодействовать. Я на это предложение согласилась. Вариантов особо не было, – уточнила предпринимательница.

Деньги она начала передавать наличными с декабря 2020 года через Кутуева. Пересекались либо в OZ на Орлова, либо в машине. Если не могла передать наличными (болела и т.д.), переводила на карту Сбера Кутуева. Одним платежом в 60 тысяч один раз в месяц. Последний платеж был в феврале 2023 года. В общей сложности Апарина отдала с декабря 2020 по июль 2022 1,2 млн рублей, в феврале 23-го – еще 180 тысяч: итого 1,38 млн рублей.

– 60 тысяч – немаленькая сумма. Я обратилась с просьбой снизить плату в апреле то ли 2021 то ли 2022 года хотя бы до 45 тысяч. Вскоре после этого в заведении на Гончарова молодежь устроила проверку. Я спросила почему. Он ответил, что подумал, что я не хочу платить. Проверка ничем не закончилась, и я больше не просила о снижении платежа. В июле 2022 года я сказала, что платить больше не буду, потому что указ о повышенной готовности смягчился. В декабре мне позвонил Кутуев и от имени Гулькина спросил, буду ли я платить. Я ответила, что нет. Понимала, что будет проверка. Так и вышло: в январе 2023 года прошла проверка, был Гулькин, много сотрудников правоохранительных органов, люди в черной форме, не знаю, возможно, ОМОН. По итогам этой проверки она позвонила Кутуеву и спросила, почему? Он ответил: ты не платишь, и вот тебе пожалуйста, – продолжила владелица кальянной.

Обвинитель спросил у нее, с какой целью передавались деньги. Апарина ответила: “Чтобы против меня не проводили проверки”:

– Статистика показывала, что пока я плачу – у меня всё нормально, как только перестаю платить – начинаются проверки. Как я понимала, эти деньги предназначались для последующей передачи сотрудникам правоохранительных органов, потому что у самого Гулькина не было полномочий устраивать проверки и выписывать штрафы.

Потерпевшая заявила материальные требования к Гулькину в размере 1,38 млн рублей. На вопрос, какое наказание она ждет для него, ответила: “На усмотрение суда”.

Потерпевший Чагаков, который выступал на прошлом заседании, был освобожден от участия в заседании – отправился на другой процесс, где он является подсудимым. Адвокаты начали допрос Апариной.

– Вы знаете полномочия депутата?
– Точно не знаю, знаю, что он возглавлял комитет по взаимодействию с правоохранительными органами и то ли возглавлял, то ли входил в состав организации “Народный контроль”. Я не была уведомлена, что организация “Народный контроль” уже долгое время не ведёт деятельность. К нам приходили ребята из “Народного контроля”, говорили, что занимаются этой деятельностью под руководством Сергея Викторовича.

Адвокат несколько раз переспросила, знает ли точно Апарина, какие полномочия были у “Народного контроля”? Она ответила, что точно не знала, но предполагала, что полномочия были:

– По итогам проверок меня вызывали в полицию. Сотрудники говорили, что по итогам проверок отчитываются перед депутатом Гулькиным, поэтому я а думала, что у Гулькина есть влияние на сотрудников правоохранительных органов.

Адвокат уточнил: видела ли она своими глазами, что Гулькин оказывает влияние на сотрудников? “Нет, своими глазами не видела”, – ответила предпринимательница.

– Нарушения в ходе проверок выявлялись?, – спросила адвокат.
– Конечно, – ответила Апарина.
– Какие?
– Например, в октябре появился запрет на работу после 23:00, мы его нарушили, у меня штраф есть за это.
– После этого штрафа вы нарушали запрет на работу в ночное время?
– Нет.
– Тогда зачем вы обратились к Кутуеву, если нарушений больше не было?
– Как выглядела проверка: кто-то вызывает полицию, они блокируют входы и выходы и не выпускают гостей, пока они не напишут на меня заявление, что я нарушаю закон. Один мой друг отказался писать заявление, и мы его забрали в 4 утра из РОВД с определенными следами на лице. Мне это надо?
– Вы писали жалобы на сотрудников полиции? Такое ощущение, что у вас больше претензий к полиции, а не к Гулькину.
– Гулькин был инициатором этих проверок.

Судья спросил, почему владелица кальянной не писала жалобы. Апарина ответила, что боялась ответных действий Гулькина: опыт показывал, что это взаимосвязано.

– Гулькин занимал должности в правоохранительных органах?, – задал вопрос адвокат.
– Нет.
– А другие заведения проверяли и закрывали?
– Да, и всегда по инициативе Гулькина.
– Вы видели, что Кутуев передавал деньги?
– Нет, не видела, с его слов он передавал Гулькину деньги либо по его запросу, либо он оплачивал некие счета.
– Вы видели, чтобы Кутуев общался с Гулькиным?
– Нет, но он при мне однажды созванивался с человеком, и голос был Гулькина, записанном в телефоне как Гулькин.

Гулькин периодически хихикал из “аквариума”, пока адвокаты вели допрос Апариной.

Адвокат уточнила, из чего предпринимательница сделала вывод о связях Гулькина в правоохранительных органах.

– Он всегда выходил сухим из воды, как в истории с аварией на мосту, его даже мандата не лишили. Из этого я делаю вывод, что у него есть связи. Но это предположение, – пояснила Апарина.

О встречах для передачи денег с Кутуевым она договаривались в WhatsApp, это было как правило в середине месяца. В 2020 году с апреля по август предпринимательница несла убытки 400-500 тысяч в месяц. Налоги, аренда, базовая коммуналка, а работать было нельзя.

Почему после ослабления пандемийных ограничений Апарина продолжала платить Гулькину? “Потому что он напомнил о федеральном законе о курении, по которому курить в заведениях общепита запрещено”.

– То есть вы ведёте незаконную деятельность? Раз в ваших заведениях курят, – ухватилась за ответ адвокат.

Апарина замялась, ответила уклоничиво: мол, закон очень сложный, трудно разграничивать. Но из контекста понятно, что при желании найти нарушения было можно, поэтому она предпочла и дальше платить за непроведение проверок.

Предпринимательница перечислила несколько кальянных заведений, которые пришлось закрыть по итогам проверок, инициированных Гулькиным: “Алхимик” на Федерации, “Среда” на Ленина, Chill Lab на Крымова. Адвокат спросила, как Апарина определила, что голос, который она слышала в разговоре с Кутуевым, принадлежал Гулькиным.

– Его голос я слышала, откройте в Яндексе видео, как он бабулькам лавочки красит и об этом рассказывает, – ответила потерпевшая.

Адвокат спросила, почему Апарина предъявляет материальные требования – 1,38 млн рублей – именно Гулькину, если деньги она передавала Кутуеву, чтобы они потом пошли на взятки сотрудникам правоохранительных органов. Ответ был таким: “Инициатором проверок был он, и деньги через Кутуева я передавала для Гулькина”.

– Но при этом вы понимали, что деньги предназначены для взяток сотрудникам?, – уточнила адвокат.
– Да, понимала, что это деньги для взяток сотрудникам. Предполагаю, что они дошли до сотрудников, раз проверки прекратились.

Судя по всему, это тот самый момент, на котором адвокат собирается строить защиту: Апарина не видела, чтобы Кутуев передавал деньги Гулькину. Она передавала деньги Кутуеву, и они предназначались для правоохранителей. Тогда при чем тут Гулькин?

Гулькин задал вопросы Апариной на ту же тему: “Вы с Кутуевым договаривались о чем – чтобы он ваши деньги передавал кому и на что?”. Предпринимательница ответила, что “передавала через Кутуева деньги вам (Гулькину), что вы дальше с этими деньгами делали – я не знаю”.

В заседании объявлен перерыв до четверга.