На прошлой неделе в сквер Языковых, на который выделили деньги по программе «Формирование комфортной городской среды», зашли подрядчики. Здесь хотят обустроить открытую площадку для росписи молодоженов. Работы сразу же привлекли внимание общественности – исполнитель повредил ограду, относящуюся к зоне охраны объектов культурного наследия.

Работы в сквере Языковых по планам должны были начаться в марте нынешнего года, а завершиться – до 1 августа. Весной мы писали, что на «дату Х» еще не были готовы регламентирующие документы (здесь был найден культурный слой 17-19 века). На тот момент в ДСК «Стандарт» (компании-подрядчике благоустройства) заявили, что их специалисты проводят подготовительные мероприятия: «Смотрим, не мешают ли зеленые насаждения, как их обойти. В ближайшее время приступим».

4 мая глава Ульяновска Александр Болдакин сообщил, что проект реконструкции сквера пересмотрели – решили не вырубать кусты сирени,  которые «давно являются одним из символов этого пространства». Итоговое решение – обойтись двумя аварийными березами (одна из них сухая, другая – под наклоном) и около 8 погонными метрами кустарника.

24 мая в сквере провели обследование зеленых насаждений. Присутствующим (в числе которых были архитектор Ирина Владимирова, бывший преподаватель вуза Елена Гиматова, эко-активист Юрий Ильюшин) показали модернизированный проект.

В итоге выяснилось, что под снос пустят два живых дерева – они попадают в границы будущей площадки для молодоженов.

Березы, которые решили срубить

– Мы возмутились: сквер Языковых входит в территорию лесопаркового зеленого пояса Ульяновска, он охраняется федеральным законом, хозяйственная деятельность должна здесь вестись с применением технологий которые бы не вредили природному комплексу. В прошлом году в интервью руководитель Агентства ЗАГС Жанна Назарова рассказала, что они заинтересованы в сохранении всех насаждений. Проект можно скорректировать так, чтобы сохранить все деревья, – говорит Юрий Ильюшин.

Общественники высказали свои претензии, им пообещали сообщить, когда акт обследования будет готов. В итоге эко-активист сам дозвонился в мэрию и ему сообщили, что порубочный билет выписан на одну живую березу (вторую все же решили не трогать).

На вопрос, как так произошло, городские экологи ответили: «Мы не имеем права отказать подрядчику».

Но, по мнению Ильюшина, такое право они имеют:

– Во время обследования была выявлена другая порода кустарника, которая идет под снос. «Стройзаказчик» обследовал сквер зимой и не смог точно определить, что там растет. Это говорит о том, что у них нет дендроплана, в котором должны быть описаны все деревья и кустарники, растущие в сквере Языковых, и их породы. Именно на его основе должны разрабатывать проект. В административном регламенте говорится, что поводом для отказа в выдаче порубочного билета является, в том числе, несовпадение ассортимента, количества и состояния зеленых насаждений, указанных в заявке и выявленных по факту. Так что отказать экологи вполне могли.

Еще один нюанс – в сметах и перечне работ нет информации о том, что нужно снести дерево. И финансирования на это также, соответственно, нет.

Скрин из сводного сметного расчета работ в сквере Языковых

В дефектной ведомости  в числе факторов прописано сохранение зеленых насаждений.

В итоге подрядчик все же приступил к работам. Первым делом демонтировал старые плиты в сквере, повредив корни и стволы насаждений.

Было

Стало

– Прошлись по живому! Потом скажут, что они сами засохли. Предложение с нашей стороны – выставить проект на обсуждение, сделать сход граждан. Те, кто в прошлом году за него голосовал, и предположить не могли, что траншеи изуродуют уют этого достопримечательного места. У нас рядом огромная плиточная площадь перед Мемцентром, которая мало используется. В сквере (и это любому здравомыслящему человеку ясно) нужно максимально оставить газон! Тихий уголок с соловьиными трелями, со скамьями «пушкинской поры» – вот что просится сохранить здесь в память и о Языковых, и о Шатровых (владельцах особняка, где сейчас расположен Дворец бракосочетания – прим. ред.), – считает Елена Гиматова.

Также повреждена ограда, которая входит в предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание, в котором в 1919 году размещался Реввоенсовет Восточного фронта во главе с М.В. Фрунзе» (бывший особняк Шатрова).

Как пояснил Улпрессе замдиректора Управления по охране объектов культурного наследия Евгений Сизоненко, по этому поводу уже направлено заявление в полицию и прокуратуру. Интересно, что в сметной документации значится демонтаж этой ограды, а ее возвращение на место (либо какие-то другие работы с ней) – нет.

Напомним, стоимость контракта составляет 17 млн рублей. Изначально работы расторговывали за 21 млн, но победитель скинул 4 млн. В марте «Стройзаказчик» разыграл еще один тендер по этому проекту – контракт заключили с ИП Мельников Вячеслав Владимирович на 2,425 млн рублей. За эти деньги подрядчик должен будет выложить бортовой камень, замостить тротуары бетонной плиткой, посеять газонные травы, установить 23 скамейки и 23 урны.

На запрос Улпрессы с просьбой прокомментировать ситуацию в мэрии пока не ответили.

Фото Юрия Ильюшина и Елены Гиматовой.