Продолжаем следить за делом депутата Гордумы Ульяновска Сергея Гулькина, которое рассматривается в Ленинском районном суде. Напомним, его обвиняют в хищении почти 2 млн рублей с использованием служебного положения. Накануне суд заслушал показания владельцев кальянной Hookah Place Андрея Сергеева и Антона Чагакова. Сегодня вызвали ключевого свидетеля – Руслана Кутуева, который был посредником между Гулькиным и предпринимателями. Репортаж из зала суда для Улпрессы ведет журналист, автор Телеграм-канала “Симбирский шугожор” Виталий Ахмеров.

Для допроса ключевого свидетеля Руслана Кутуева обвинение привлекло усиление в лице руководителя антикоррупционного отдела облпрокуратуры Олега Степанова. Вопросы Кутуеву они с основным обвинителем Гузелью Шамсутдиновой задают по очереди.

На вопрос, в каких отношениях Кутуев состоит с Гулькиным, Кутуев ответил “в товарищеских”. Гулькин ответ не расслышал и шепотом попросил журналистов уточнить.

Показания Кутуева совпадают с тем, что до него говорили потерпевшие: владельцы кальянных выходили на него с просьбой поговорить с Гулькиным об условиях, чтобы проверки в их заведениях не проводились. Кутуев обращался к Гулькину и передавал предпринимателям его требования, а именно – размер ежемесячного платежа.

Но открываются и забавные мелочи. Например, госпожа Апарина, помимо непроведения новых проверок, просила вернуть алкоголь, изъятый в ходе одного из рейдов. Гулькин через Кутуева ответил, что это невозможно.

Через Кутуева же Апарина, Чагаков и Сергеев пытались договориться с Гулькиным о скидке. А когда проверки возобновлялись из-за отказа платить – снова связывались с посредником, чтобы всё урегулировать. Сколько всего денег Кутуев передал Гулькину от предпринимателей, свидетель ответить затруднился: “Я учет не вел”.

Кутуев передавал деньги Гулькину либо наличными, либо, по его просьбе, переводил на карту третьим лицам, или оплачивал работы по строительству бассейна, которые Гулькин вёл в интересах “сожительницы по имени Дарья”.

По словам Кутуева, общение с Гулькиным он вел через мессенджеры WhatsApp и Telegram. Часть переписки была удалена после ареста депутата, часть сохранилась.

В какой-то момент Кутуев пытался сбросить с себя обязанности посредника (“больше не хотел быть передастом”), просил Гулькина найти другого человека. Но тот отказывал:

– Он говорил мне: раз ты просишь за этих людей, то ты должен нести за них ответственность.

Тогда Кутуев просто отстранился, перестал брать у предпринимателей деньги, а последние два платежа от совладельца HookahPlace Андрея Сергеева вернул ему на карту.

На вопрос, были ли у Гулькина связи в правоохранительных органах, свидетель ответил:

– Я так понимаю, что да. Он возглавлял соответствующий комитет в Гордуме.

Кроме того, Кутуев рассказал, что был свидетелем общения Гулькина с представителями Роспотребнадзора. Гулькин давал собеседникам понять, что проверку в HookahPlace проводить не нужно: “Говорит, что там всё нормально, уладили”.

– Что вы передали Апариной от Гулькина?, – уточнила адвокат Евгения Гобенко.
– Что Гулькин готов решить ее проблему за 60 тысяч рублей в месяц, – ответил Кутуев.
– Вы понимали, что это незаконно?
– Конечно понимал.
– А что предлагаете Апариной нарушить закон, понимали?
– Я на тот момент об этом не думал, хотелось просто помочь человеку.
– Вы понимаете, что без вашего активного участия этой ситуации могло не быть?
– Не уверен, если бы не я, то был бы другой человек.

Свидетелей переговоров Гулькина с Кутуевым и передачи денег, по словам Кутуева, нет.

Адвокат уточнила у Кутуева, является ли он депутатом, и являлся ли в момент исследуемых судом событий. Ответ – да: Кутуев являлся и является депутатом Ишеевского городского поселения.

Вероятно, защита на этом основании попытается предъявить суду версию, что у Кутуева были возможности и необходимый административный ресурс для того, чтобы совершать вменяемые Гулькину деяния.

У адвоката Гобенко также возник вопрос, как Кутуев вел учет финансов, которые он получал от предпринимателей и передавал Гулькину.

— Строгий учет не вел, но примерно прикидывал, что передал Гулькину или перевел людям по его просьбе, или заплатил за стройку те же деньги, что получил для Гулькина от предпринимателей.
– А в чем был ваш интерес?
– Никакого интетереса, я просто помогал людям.
– В ущерб себе?
– По итогу получилось так.

Кутуев подтвердил, что являлся помощником депутата Гулькина – в разное время то на общественных началах, то за зарплату.

– Какую деятельность вели?
– В принципе, никакую.
– А зачем тогда устраивались?
– Гулькин просил. Зарплата, какая приходила, отдавал ему.
– А зачем?
– Ну а зачем мне эти деньги, если я ничего не делал? Там копейки какие-то.

Кутуев сообщил, что осенью 2023 года обратился в правоохранительные органы с явкой с повинной. Адвокат напомнила, что с декабря 2022 года он находился под наблюдением силовиков. Спросила, почему. Кутуев ответил, что не знает.

При этом вскоре после ареста Гулькина (конец августа 2023 года) Кутуева вызывали в СК, где допрашивали в качестве подозреваемого.

Во время следствия Кутуеву давали слушать записи его разговоров с Гулькиным. Их расшифровки в суде пока не оглашали, известны лишь темы: подсчеты движения средств, полученных от владельцев кальянных, а также попытки Кутуева избавиться от функций посредника.

Адвокат спросила Кутуева, откуда у следствия эти записи. Свидетель заявил, что не знает этого. Он рассказал, что в отношении него выделено отдельное уголовное дело о посредничестве во взяточничестве, оно сейчас расследуется.

На этом в заседании объявили перерыв до 21 июня. Допрос Кутуева будет продолжен. Адвокаты сказали, что у них к нему еще масса вопросов.