Майор Василий Дмитриевич Авдеев – кавалер ордена Ленина и двух орденов Красного Знамени.  Детские и юношеские годы он провел в родном поселке Базарном-Сызгане.  В гражданскую войну служил в особом отраде по борьбе с бандами в Симбирской и Самарской губерниях. Много раз выполнял опасные задания. В 1919 году его рекомендуют для работы в Симбирской ЧК, а через 10 лет, как опытного оперативного работника направляют в Полномочное представительство ОГПУ в Средней Азии. В борьбе с басмачами он был ранен семь раз, за смелость и находчивость дважды награждался золотыми часами, именным оружием и знаком «Почетный чекист».

Боевые подвиги Авдеев продолжил в годы Великой Отечественной войны. Участвовал в тяжелых боях в Крыму и под Ростовом-на-Дону, с остатками полка попал в плен и содержался в лагере военнопленных в  Ростове-на-Дону. Он сумел войти в доверие к немецкой лагерной администрации и получил право на выход в город, где установил связь с ростовскими партизанами. По заданию командира партизанского отряда Михаила Трифонова он занимается формированием подпольных групп из числа военнопленных в лагере и организует их побег. А с подходом наших войск к Ростову командование поручает ему руководство штурмовыми группами в боевых операциях по захвату тюрьмы и лагеря военнопленных. Авдеев спешно справляется с трудным и ответственным заданием.

Штаб партизанского движения назначает его начальником штаба
и поручает отбор и формирование из опытных партизан численностью
22 человека разведывательно-диверсионного отряда для действий в тылу врага на Донбассе.

За три месяца отряд Авдеева (псевдоним «Донской») вырос до 172 человек, нанося врагу существенные потери. Взорван большой склад с авиабомбами, подорвано несколько танков, устроено 18 завалов в шахтах, выведены из строя 6 электромоторов, междугородняя связь, уничтожено более 700 немецких солдат и офицеров, 16 раз выпускались листовки общим тиражом 4700 экземпляров. Всё это вызывало злобу у оккупантов. Ищейки, разыскивая неуловимого командира «Донского», арестовали всех лиц с такой фамилией, но «сеть» оказалась пустой, несмотря на то, что за его голову была назначена высокая награда.

После Донбасса Авдеев (уже псевдоним «Черноморский») в январе 1944 года забрасывается в оккупированную врагом Одессу командиром спецотряда с задачей подготовки вооруженного восстания. Он объединяет разрозненные партизанские группы в мощный кулак численностью 473 человека. Они распространяют в городе, захваченном фашистами и румынскими войсками, сводки Совинформбюро и листовки, в катакомбах издается и распространяется в городе газета «За Родину». Подготовка к восстанию шла полным ходом, но реализовать его «Авдеев-Черноморский» не успел. 2 марта предатель выдал его румынской контрразведке «Сигуранце».

С гордостью мы говорим и о втором нашем земляке, уроженце Симбирска Громове Леониде Васильевиче, начальнике штаба партизанского соединения «Бати», действовавшего на территории Смоленской области. В 16 лет после учебы в начальном и землемерном училищах он начал служить в Симбирской ЧК, участвовал в совместных мероприятиях чекистов и сотрудников уголовного розыска по ликвидации банд Ухачёва и Орла, наводивших панику среди населения города, грабивших магазины, продовольственные склады, заводские кассы.

Громову разрешили сразу поступить учиться на вечернее отделение рабфака, которое он успешно окончил в 1923 году. Затем была учеба в Москве на геологоразведовательном факультете горной академии. Уже во время студенческой практики с двумя коллегами на Таймыре открыли никелевые и платиновые месторождения. В 1935 году успешному геологу предложили заняться изучением недр острова Врангеля. За два года исследователем проделана большая работа: обнаружены залежи олова, золота, горного хрусталя и гипса. Эти открытия были высоко оценены ученым советом Арктического института Академии наук СССР. Одной из гор острова назвали в честь Громова. А в 1939 г. состоялась новая экспедиция на Таймыр.

Война застала его в Москве, Громов отказался от эвакуации, рвался
на фронт и сразу был назначен начальником штаба формируемого соединения партизанских отрядов «Бати» (полковник Каляда – зам. командующего армией на Дальнем Востоке) для развертывания партизанской войны на Смоленщине в тылу германских армий «Центр» и «Север», наступающих на Москву.

28 августа 1941 г. при прорыве фронта противника кавалерийские отряды генерала Доватора и соединения «Бати» встретили ожесточенное сопротивление врага в Пречистенском районе около деревни Подвязье. Громов Л.В. заметил, что  немцы ведут ураганный пулеметный огонь с близлежащей высоты и бросился туда с ручным пулеметом в руках, увлекая за собой значительную группу партизан. После короткой напряженной схватки, в которой было уничтожено более 50 немецких солдат, враг бежал с высоты. Путь для дальнейшего продвижения частей Доватора и отрядов «Бати» на этом участке был открыт. В конце боя начштаба был тяжело ранен, оставаясь на передовой линии, воодушевлял партизан. За этот подвиг Леонид Васильевич награжден орденом Красного Знамени.

Почти год Громова лечили в нескольких госпиталях Сибири. Еще
в Омске, едва набравшись сил, он настойчиво добивается, чтобы снова стать
в боевой строй в родном партизанском соединении.

К началу сентября 1942 года его перебрасывают через линию фронта. Начштаба радует, что только за первую половину августа партизанами проведено около 70 операций, убито более 670 немецких солдат. Партизаны сумели отвоевать у немцев часть территории 7 районов Смоленской области, общей площадью около 5 тысяч квадратных километров, где восстановили Советскую власть, колхозы, школы и больницы. Эту маленькую «республику» оккупанты так и не смогли уничтожить.

Немцы, обеспокоенные ростом боевой активности партизан на основных транспортных коммуникациях области решили ликвидировать партизанский край, закрыть войсками разрыв фронта, разгромить и уничтожить соединение «Бати». С этой целью гитлеровское командование подготовило крупную карательную экспедицию. На станцию Рудня за 10 дней прибыло 8 эшелонов с войсками и техникой противника: 5300 эсэсовских солдат и офицеров, 9 танков, 6 орудий, 375 автомашин, кавалерийская бригада и др. Наступление немцы готовят на 10 сентября. Начальник штаба в срочном порядке информировал об этом Военный совет наших Четвертой ударной и Сорок первой армий и запросил о помощи.

Рано утром 10 сентября враг с трех направлений крупными силами начал наступление на партизанский край. Двадцать дней шли жестокие бои. Городок Холм дважды переходил из рук в руки, 10 дней шли непрерывные схватки под городом Демидовым. Партизаны яростно обороняли каждый населенный пункт, хотя силы немцев часто превосходили в два, а иногда и в четыре раза. Там, где создавалось критическое положение, партизаны отступали, устраивали для врага ловушки, засады, а затем контратаковали. Так было в бою у деревни Ефремово, где партизаны, чтобы не попасть в окружение, отошли, заманили атакующую пехоту и поддерживающие
ее 6 танков на минное поле. Партизаны успешно перешли в контратаку. Немцы так и не смогли покорить партизанский край, соединение «Бати» продержалось до прихода частей Красной Армии, до 7 октября 1943 года.

Трудно представить как две с половиной тысячи бойцов и командиров смогли устоять против 12 тысяч вооруженных до зубов фашистских карателей, нанести им тяжелые потери. Было убито и ранено 2400 солдат и офицеров.

После окончания войны Громов снова занимался любимым делом: экспедиции в Сибири, в Забайкалье, новые открытия, создание института минерального сырья и геологоразведочных работ, защита диссертации, научные труды. Но он находит время, чтобы бывать на своей малой родине. В Ульяновске встречался с молодежью, выступал с воспоминаниями.

В Ульяновске на доме № 5 по улице Карла Либкнехта имеется мемориальная доска со скромной надписью: «Здесь жил генерал-майор А.В. Назаров, участник Великой Отечественной войны». К этому бы я добавил – командир партизанской бригады, которого фашисты считали опасным врагом рейха.

Александр Владимирович Назаров родился в 1917 году в Донбассе,
в большой шахтерской семье, учился в химико-технологическом институте
в г. Рубежном. В 1939 году был направлен на службу в органы госбезопасности. После окончания школы НКВД его направляют на работу в Калинин в подразделение контрразведки «по немецкой линии», так как в то время усилилась активность немецких дипломатов, приезжавших в город, да и в воздухе пахло войной. В начале Великой Отечественной войны руководство Калининского УНКВД стало готовить специальную группу офицеров для работы в тылу германских войск «Центр», двигающихся на Москву и Калинин. Уже в июле Назарова назначают резидентом в городок Нелидово. По легенде он стал Владимиром Петровым, уголовником, антисоветчиком, готовым работать на немцев. Имея на руках фиктивные документы, новоиспеченный «зек» и его группа занимались изучением быстроменяющейся обстановки, выявлением вражеских агентов, появляющихся в городе под видом беженцев.

А когда в город вошли фашисты, началась напряженная работа по сбору разведданных о дислокации войск противника, перевозках военной техники и воинских эшелонов с живой силой, о карательных органах, первых предателях и пособниках врага. Группа Назарова совершила несколько диверсионных и боевых вылазок. После успешного выполнения задания в конце ноября его отзывают в штаб УНКВД.

За успешную работу в тылу Назаров был повышен в должности и звании. Он активно участвовал в формировании диверсионных групп для действий в тылу врага. О результатах их боевой деятельности можно судить по сводкам того времени: «С 15 июля по 1 ноября 1942 года 7 спецгрупп совершили 62 рейда через линию фронта в тыл врага. Они подорвали 36 воинских эшелонов противника с живой силой, техникой и боеприпасами, взорвали 8 железнодорожных мостов; в сельских гарнизонах уничтожено около 400 солдат и офицеров».

В июне 1943 году командование Калининского фронта назначают Назарова командиром спецбригады. 21 июля 1943г. на планере он переброшен в тыл противника. Бригада действовала на территории Калининской области, соседних районов Белоруссии и Латвии до конца 1944 г.

О доблести командира свидетельствует выписка из аттестации:
«Тов. Назаров с августа 1943 года снова находился в тылу противника, являясь начальником оперативной спецбригады Управления НКГБ. За это время получено много важной развединформации, выявлены десятки немецких разведчиков и предателей Родины, подорвано 8 эшелонов противника, сбит двухмоторный, самолет и подорваны две автомашины с солдатами и офицерами. В октябре 1943 года за образцовое выполнение заданий правительства в условиях военного времени награжден орденом «Красная Звезда». Заслуживает присвоения внеочередного звания – капитан».

Гитлеровские оккупанты сразу почувствовали размах дерзких боевых операций и маневренных рейдов бригады Назарова по своим тылам. Ее активность вызвала тревогу у самого рейхсфюрера СС Гиммлера и гауляйтера Белоруссии и Прибалтики Коха. Они потребовали от полиции и гестапо обезглавить бригаду, ликвидировать ее командира Руднева (Назарова) и других «бандитов», вывесить объявления о вознаграждении за поимку Назарова и других сталинских вожаков-бандитов по 250 тысяч марок за голову каждого.

Бригада воевала не числом, а умением. Комбриг нередко сам садился за разработку наиболее ответственных и трудных операций, когда Центр требовал в срочном порядке добыть «языка» или получить новую информацию о планах противника.

Например, успешно была проведена операция по захвату автомашины, в которой находились важные чины СД и СС с совершенно секретными документами и картой оборонительных укреплений в Прибалтике. В срочном порядке была отправлена в Москву весьма ценная информация об укрепрайоне Велики Луки, полученная в другой операции от попавших в засаду двух обер-ефрейтеров. Конечно, не всегда такие операции и боевые действия проходили удачно. Бригада несла и потери.

Немецкое командование пыталось уничтожить бригаду и на территории Белоруссии, когда против нее были брошены три армейских полка и отдельный полицейский батальон. Но бригада устояла, хотя не обошлось и без жертв.

Боевая деятельность бригады в 1944 году была высоко оценена Центром, а ее командир награжден орденом Отечественной войны и двумя медалями.

К началу 1945 года враг был отброшен за пределы нашей Родины. Назаров продолжил службу сначала в Калинине, а затем в Кемерово.

В 1956 году стал начальником Управления КГБ по Ульяновской области, умело руководил коллективом Управления почти четверть века. Мне посчастливилось служить под его руководством 17 лет.

За заслуги перед Родиной генерал награжден 6 орденами и многими медалями, а одна из улиц Заволжского района города носит имя Назарова.

Заместитель председателя Совета ветеранов

УФСБ России по Ульяновской области

полковник в отставке                                        А.С. Лихарев