В Ульяновск из Москвы приехали специалисты Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ), которые обследовали старые подъемники, подлежащие замене. Обещают поставить новые, почти отечественные и превосходящие по всем параметрам.


Михаил КРЫЖАНОВСКИЙ осмотрел тросы и шахту лифта, вердикт неутешительный и даже тревожный: давно пора менять, и так сильно затянули со сроками!

Проблема общенародная: по данным Минстроя России, в эксплуатации сейчас находится более 600 тысяч лифтов, износ которых в ряде регионов составляет более 50%. К следующему году должны быть заменены более 140 тысяч лифтов. Очень примерная стоимость этих работ оценивалась ранее в 300 миллиардов рублей, сейчас уже и того дороже. Главные вопросы: где взять такие деньги и где найти столько новых лифтов? Каждый регион решает эти задачи по-своему.

В Ульяновской области в этом году по инициативе Губернатора Алексея РУССКИХ в качестве поддержки жителей МКД из областного бюджета выделили 75 млн рублей. Основным же источником финансирования мероприятий по-прежнему остаются взносы самих собственников. Всего по региональной программе капремонта в 2024 году поменяют 75 лифтов в 19 многоэтажках Ульяновска и Димитровграда, из них большую часть в нашем городе – 70 лифтов в 15 МКД.

Чтобы получить финансовую поддержку из бюджета и рассрочку при оплате, необходимо, чтобы МКД был в «общем котле», то есть формировал фонд капремонта на счету регионального оператора. Именно Фонд модернизации жилищнокоммунального комплекса Ульяновской области выступает заказчиком. А исполнителем, по итогам отрытого аукциона на электронной торговой площадке, определено АО «Щербинский лифтостроительный завод» (г. Москва).

– Все закупочные процедуры проведены с соблюдением принципов открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, – подчеркнул директор Фонда модернизации ЖКК Андрей ЕЩЕРКИН.

Три года назад находившийся в стадии банкротства ЩЛЗ перешел в собственность государственного АО «ДОМ.РФ». Сейчас это процветающее предприятие, в прошлом году впервые получившее прибыль в миллиард рублей. По информации гендиректора «ДОМ. РФ» Виталия МУТКО, завод занимает почти 30% рынка лифтов в России.

ЩЛЗ – это советский мастодонт, выпускающий продукцию еще с 1943 года. Предприятие обретает уже даже не второе, а третье дыхание. За время работы выпущено более 230 тысяч лифтов, некоторые из которых даже установлены в Кремлевском дворце съездов и на Саяно-Шушенской ГЭС. Сейчас предприятие вывело на рынок технологию бесконтактного управления лифтом через мобильное приложение и разработало встроенную систему дезинфекции подъемника на основе ультрафиолетовых светодиодов. Недавно было запущено производство скоростных (до 2,5 м/c) лифтов специально для небоскребов. В настоящее время завершается разработка безредукторной лебедки. В общем, развитие идет полным ходом.


Старое оборудование в рабочем состоянии, но даже непонятно, из каких деталей оно собрано, как в той песне Алены Апиной: «…я его слепила из того, что было»

На прошлой неделе специалисты ЩЛЗ провели обследование лифтов в Ульяновске. Мы смогли пообщаться с гостями, когда те осматривали дом №7 по проезду Сиреневому. Его построили в 1976 году, соответственно, лифтам столько же лет, сколько и МКД, ведь их здесь ни разу капитально не ремонтировали. Данные лифты уже дважды выработали свой срок службы. Как рассказала председатель совета дома Наталья КЛИМЕНКО, замены подъемников добивались долгие 10 лет: прошли через судебные процессы, обивали пороги чиновников, трижды проводили общее собрание собственников, которые отказывались голосовать за повышение размера взноса (сейчас установили по 12 рублей с квадратного метра). Наконец свершилось!

На первый (и непрофессиональный) взгляд кажется, что, несмотря на приличный возраст, лифтовое оборудование в доме №7 по проезду Сиреневому выглядит достойно. Но специалисты качают головами…

– Это монстр Франкенштейна какой-то, собранный из деталей от разных моделей и производителей. Обслуживающие оборудование сотрудники, конечно, большие молодцы, поддерживают его в рабочем состоянии, но им элементарно неоткуда взять необходимые запчасти, так как они уже не производятся в нашей стране. Сейчас, после многочисленных переделок, даже трудно определить, какое здесь оборудование стояло изначально, скорее всего, Самаркандского завода, – отметил инженер строительного контроля ЩЛЗ Михаил КРЫЖАНОВСКИЙ.

Мы задали ему несколько актуальных вопросов.

– Вы уже осмотрели целый ряд лифтов в Ульяновске, какие типичные дефекты заметили?

– Первое, что бросается в глаза, – не отвечающие современным требованиям кабины, которые к тому же находятся зачастую в жутком состоянии. Не только стены, но и полы ветхие, проваливающиеся, что не безопасно для эксплуатации. Изношено как само оборудование, так и тросы, на которых даже невооруженным взглядом заметны потертости, что недопустимо и означает, что трос находится на последнем издыхании. При движении ощущается тряска и рывки, это из-за того, что используется устаревшее релейное устройство. Новые лифты будут оснащены частотными приводами, движение, остановка и старт кабины будут происходить плавно. В шахте заменим не только тросы, но и направляющие, которые также отработали свой срок службы. В целом перемещение на новом лифте будет намного безопаснее, и не только из-за того, что все оборудование будет новое. Для сравнения: если раньше использовалось две степени защиты, по новым стандартам их будет уже пять.

– Новые требования к лифтам действительно хорошие, но удастся ли их в полной мере применить на старом жилом фонде, который строился, когда были совсем другие, еще советские стандарты? Например, ширина дверного проема не рассчитана на инвалидную коляску…

– Есть такая проблема. В том числе для этого сейчас и проводим осмотры, чтобы понять, насколько максимально можно увеличить дверное расстояние. Если изначально оно было 650 мм, постараемся довести минимум до 700 мм, чтобы могла проехать инвалидная коляска. По ГОСТу должно быть 800 мм, но мы не можем сделать шире существующей строительной конструкции.

– Советский жилой фонд строился по типовым проектам. Почему сейчас при капремонте лифтов тратятся средства на индивидуальные проекты для каждого лифта в отдельности, хотя различаются они лишь номером подъезда?

– Из-за того, что прошло много времени, мы не можем быть уверены, что подъемник работает в тех условиях, которые ему были заданы по проекту. МКД имеют деформации, которые не критичны для их капитальной устойчивости, но влияют на разной степени отклонения лифтовой шахты. Поэтому приходится проводить обследование и замеры для каждого лифта индивидуально. На основе этих обследований принимается решение, какое оборудование будет использоваться, насколько можно расширить дверной проем и т.д. В зависимости от существующей строительной части изменяются какие-то параметры лифта, например, зауживается кабина или ставятся телескопические двери вместо раздвижных, и прочее. Поэтому и приходится смотреть каждый лифт индивидуально. Часто встречается, кстати, что, помимо лифтового оборудования, находим в шахте протянутые посторонние кабели связи или Интернета, убираем их оттуда.


Вот такие кабины лифтов ЩЛЗ поставил в прошлом году в Нижнем Новгороде: по отзывам жильцов, очень хороший дизайн, понравилось. Правда, там, чтобы красоту не порушили, еще и видеокамеры внутри повесили по программе «Безопасный город». У нас в Ульяновске тоже есть такая программа, но с лифтами она, увы, не пересекается, хотя и могла бы.

– Насколько выросла стоимость оборудования, и как на ваш завод повлияли санкции? Не получится ли, что вместо старого лифта Франкенштейна нам привезут и поставят нового, но тоже Франкенштейна, только из китайских деталей?

– По моим ощущениям, стоимость лифта за последние три года выросла как минимум в два раза. Сказались и скачки цен на металл, и санкции. У нас были поставки и немецкого, и шведского оборудования. Эти логистические связи оказались разорваны. Перешли на параллельный импорт либо завозим из Китая. Ну, то есть нашли аналоги, завод не остановил производство, несмотря на санкции, исполнил все договоры и обеспечил поставку по всем своим контрактам. Наши мощности позволяют выпускать более 12 тысяч лифтов в год. Завод, как вы понимаете, не имеет полного цикла, то есть не производит самостоятельно все детали. Они поставляются от разных поставщиков, но, как того требует закон, это не менее 65% отечественных производителей. Это очень важно, так как крупные зарубежные фирмы Китая и Турции, конечно, готовы поставлять нам сюда свою продукцию, но они не всегда могут обеспечить затем гарантийное и послегарантийное обслуживание. А мы можем и будем обеспечивать!