Кадр из фильма «Афоня» – советская трагикомедия 1975 года

Горы мусора на контейнерных площадках, отсутствие взаимодействия между собственниками жилья и УК, невысокий уровень престижности профессии, несовершенство законодательной базы. Что еще мешает нам получать качественные жилищные и коммунальные услуги?

В стенах Штаба обще -ственной поддержки партии «Единая Россия» состоялась стратегическая сессия по вопросам ЖКХ. Мероприятие было инициировано проектом «Школа грамотного потребителя» (ШГП) и собрало экспертов из разных направлений отрасли. Участниками круглого стола стали региональные и муниципальные депутаты, представители управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, руководители региональных операторов ТКО, расчетнокассовых центров, а также представители регионального Министерства ЖКХ и Центра управления городом. Каждый желающий смог высказаться о наболевших вопросах, которые нашли отражение в итоговой резолюции.

– Чтобы эффективно решать проблемы отрасли, нужно знать о них из первых уст от тех, кто непосредственно работает в данной сфере и видит ситуацию, что называется, изнутри. Именно поэтому мы пригласили к участию всех экспертов, много лет занимающихся вопросами ЖКХ в нашем регионе. Сформированные нашим советом предложения и замечания мы будем, в том числе по партийной линии через фракцию «Единой России», доносить до наших законодателей в Государственной Думе, – отметил председатель Ульяновской Городской Думы, руководитель регионального проекта ШГП Илья НОЖЕЧКИН.

Председатель президиума Координационного совета собственников Ульяновской области Геннадий АНТОНЦЕВ предложил заострить внимание депутатов Госдумы на пробелах в законодательстве об энергосервисных договорах. Идея ведь замечательная: не тратя ни копейки лишнего, ничего не вкладывая, жильцы МКД получают не просто ремонт, а целый комплекс энергосберегающих мероприятий. Самое главное – после выполнения контракта у людей реально сокращаются платежи.

Начиналось-то все в 2010 году тоже замечательно, только продлилось недолго. Лишь группа компаний «Аметист» успела таким образом переоснастить ряд своих МКД в дальнем Засвияжье… и все.

Потом были приняты поправки в закон, которые, по сути, застопорили процесс, и дальше – на другие дома Ульяновска – он уже не распространялся. Сейчас все задаются вопросом: где взять гигантские средства на ремонт старого жилого фонда? Так вот же они, у нас под ногами! Энергосервисный контракт – хороший инструмент по привлечению инвестиций в ЖКХ, который мы не используем, по сути, лишь из-за того, что некому взять и доработать правовой документ.

– Мы можем часами говорить о проблемах ЖКХ и только пыль сотрем с поверхности, потому что их столько там вглубь – целый айсберг. Ключевая проблема, на мой взгляд, в том, что очень много случайных людей в отрасли. По сути, никто из нас, за крайне редким исключением, не учился и не получал ту профессию, которой фактически сейчас занимается. Популяризация всей отрасли в целом и восприятие обществом всего, что происходит в ЖКХ, находится на низком уровне. Сколько лет прошло, а мы никак не выберемся из этого образа, как в фильме «Афоня». Ругали, много критиковали, но тогда это была система, и жители не переживали, они знали, что им обеспечат, сделают. А не сделают сразу, так дашь сколько-то сантехнику – и будет в лучшем виде. Проблема в том, что «Афони» те заканчиваются… а новых нет! Это не шуточный вопрос: буквально нет людей, нет рабочих специальностей, пройдет еще совсем немного времени, и их неоткуда будет взять вообще, – прокомментировал генеральный директор Корпорации развития коммунального комплекса Ульяновской области Сергей НОСКОВ.

В Ульяновске выстраивается система образования кадров для ЖКХ, специалистов готовят, обучают в железнодорожном техникуме, в УлГТУ. Они приходят на практику в управляющие организации, но остается там работать ничтожный процент выпускников. И причина не только в низких зарплатах, сколько именно в том отношении к профессии и к ЖКХ в целом – как в фильме «Афоня». Разве сантехником может быть только алкаш, врун, взяточник, в общем, асоциальный, осуждаемый и порицаемый обществом элемент?.. Кому захочется тратить свою жизнь на работу, за которую его не уважают! А деньги и курьером или таксистом можно заработать, и даже больше, причем не пачкаясь в чужой канализации.

Пожалуй, самым оживленным получилось обсуждение проблемы завалов на контейнерных площадках.

Мусорная реформа пробуксовывает, обещанного порядка, что за все будет отвечать региональный оператор ТКО, по факту не происходит. Получилось еще хуже, чем было. Раньше, когда это была жилищная услуга, мы платили УК, и она собирала и вывозила весь мусор. После того как услуга стала коммунальной, все смешалось: регоператор вывозит только те отходы, что уместились в контейнерах, а что не уместилось – остается лежать, пока не вывезет муниципалитет, хотя средств на это у него в бюджете не предусмотрено, ведь платим за услугу мы регоператору.

Жильцы МКД с мусоропроводом и вовсе оказались обделены, ведь им, в отличие от других, приходится сверх установленного тарифа доплачивать еще и управляющей компании за то, чтобы та вытаскивала контейнеры к мусоровозам регоператора и подбирала вывалившийся мусор. Более того, контейнеры на площадки во дворах ставятся за счет регоператора, а в МКД с мусоропроводом – за счет жильцов.

И вся эта «мусорная» реформа в целом построена на том, что одни платят за других. Начиная с того, что вместо прибыли от сортировки и реализации вторсырья, которое жильцы предоставляют регоператорам, мы не получаем, а наоборот, доплачиваем. При этом горожане платят за жителей села. Обслуживать удаленные мелкие населенные пункты очень дорого, в сотни раз дороже, чем МКД в городе. Но тариф у нас один общий – расходы делим на всех поровну. Реформу объявили, контейнеры поставили, но сознание не поменялось. Некоторые сельские жители как не платили раньше за вывоз мусора, когда сжигали его у себя в печках или кидали в овраг на задах, так и сейчас не спешат.

– Я сюда приехала с совещания в Старой Майне, где как раз обсуждалась платежная дисциплина. Долг по Старомайнскому району у нас составляет 15 млн рублей. В месяц в общем жителям района начисляется 1,5 млн рублей. То есть 10 месяцев люди вообще не платят. Собираемость на уровне 80, максимум 90%. Причем тенденция такая: кто платит, тот и платит, а кто нет – ничего не помогает. Даже просуживая задолженность, применяется исковая давность, и все это уходит бесполезно. Поэтому говорить, что давайте сейчас обяжем регоператоров еще и все навалы от контейнерных площадок вывозить, – неправильно. А кто нам оплатит затраты?! – возмутилась директор ООО «УК Экостандарт» Ольга МАРЬЕВА.

Впрочем, не только и не столько жители уклоняются от оплаты за утилизацию ТКО, как это делают предприниматели. Здесь, по словам регоператоров, это вообще носит повальный характер. И не заставишь! Мусорщикам приходится бегать за бизнесменами, уговаривать, объяснять им необходимость вывоза мусора, даже через суд обязывать подписать договор. И вот вопрос: почему при регистрации юрлица не требуют предоставить этот договор? Например, аптеки обязаны это сделать, а почему магазин или автомастерская – нет?

Самым же свежим примером недостаточной проработки правовых документов, который разбирался на круглом столе, стала отмена комиссии при оплате за ЖКУ различными категориями граждан. Закон приняли – комиссию запретили, категории граждан, имеющих право на эту льготу, определили. А порядок, как идентифицировать этих граждан, не прописали. До вступления закона в силу с 1 июля осталось всего несколько дней, а в РИЦ, например, до сих пор не знают, как быть и что делать.

– Разговор у нас получился откровенным и очень продуктивным. Поступило предложение о дальнейшем взаимодействии в подобном формате. Поэтому принял решение о привлечении экспертного сообщества к работе профильного Комитета Законодательного Собрания Ульяновской области на регулярной основе, – резюмировал депутат Заксобрания, региональный координатор федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Денис СЕДОВ.