Недавно городские власти официально заявили о намерении поднять стоимость проезда в трамваях и троллейбусах до 31 руб за безналичный расчет и 35 руб за наличный (сейчас 28 и 31 руб соответственно). Пока решение не принято, но это дело времени. Вслед за электротранспортом вырастет и стоимость проезда в автобусных маршрутах. Спросили экспертов, на сколько могут подорожать билеты и когда именно.

В последний раз стоимость проезда на автобусных маршрутах в Ульяновске поднимали 16 сентября 2023 года. Тогда был установлен тариф 29 руб при оплате за безналичный расчет и 30 руб за оплату наличкой. Такая цена на билет установлена на маршрутах № 1, 11, 13с, 20, 26с, 30, 31, 37А, 43, 46, 52, 58, 59, 65, 66, 73, 91, 92, 95, 95с, 96.

Для примера, в других городах ПФО проезд в автобусах по регулируемым тарифам стоит:

  • Тольятти – 42 руб (вне зависимости от способа оплаты)
  • Казань – 38 руб за безналичный расчет и 42 руб за наличный.
  • Самара — 35 руб и 38 руб соответственно.
  • Нижний Новгород – 35 руб и 40 руб.
  • Саратов – 34 руб (вне зависимости от способа оплаты)
  • Чебоксары – 30 руб и 34 руб.
  • Саранск – 30 руб и 31 руб.

Маршрутные такси, работающие по нерегулируемым тарифам, берут с ульяновцев по 30-35 рублей за поездку. По словам перевозчиков, это в два раза ниже себестоимости, которая сегодня составляет 70-75 рублей. В некоторых городах частники уже подали уведомления о повышении стоимости проезда: например, на ряде маршрутов в Саратове хотят повысить проезд до 49-60 рублей. Пока городские власти разбираются, откуда взялись такие цены, с надзорными органами и УФАС.

– Пока заявлений от перевозчиков, работающих по нерегулируемых тарифам, в наш адрес не поступало. Но разговоры о повышении идут, думаю, в этом году оно скорее всего будет. Как правило, перевозчики увеличивают стоимость проезда на 3-5 рублей. В прошлом году они подавали заявку на изучение в Торгово-промышленную палату, речь шла о себестоимости в 70 рублей. Понятно, что до такой суммы никто повышать не будет, – пояснил руководитель МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Играмудин Эмиров.

Что касается тарифов регулируемых, то, судя по всему, можно ждать повышения после сентября – когда истечет год с момента прошлого увеличения цены на проезд. Этот вопрос обсуждается с Минтрансом. «Узнаем в ближайшее время», – отметил Эмиров.

Почему повышение тарифов необходимо? Перевозчики говорят об инфляции, кратном увеличении стоимости запчастей (в частности, цена на шины выросла за два года на 200%), ГСМ, повышении зарплат водителям.

Председатель президиума общественной организации «Транспортный экспертный совет» Виктор Сидоренко объясняет, чем грозит 1,5-2-кратный кассовый разрыв (между себестоимостью поездки и действующим тарифом) у перевозчиков:

– На самом деле, этот бизнес – не «золотые прииски». Перевозчикам нужно сводить концы с концами. Они оптимизируют налоговую базу – показывают в штате не всех сотрудников, частично выплачивают зарплату в конвертах, покупают запчасти и прочие расходники без отчетностей и налогового контроля. На маршруты выходят только в часы пик, потому что «утюжить» пространство впустую, расходуя топливо и амортизируя машину, желания нет. Работают до 19.00-20.00 и потом отправляют на маршрут дежурные машины – скорее, не для пассажиров, а для чиновников.

Как выстроить работу общественного транспорта оптимально? По словам Сидоренко, города-миллионники закладывают в бюджет серьезные деньги на обновление подвижного состава, кредиты для перевозчиков под низкий процент, авансируют для них первоначальный взнос. А также поднимают тарифы на оптимальный уровень – в Ульяновске на протяжении многих лет они фактически самые низкие в ПФО.

– Перевозчики будут работать с утра до вечера, соблюдать расписание, за нормальные субсидии, при создании здоровых условий для работы. Несколько лет назад я был в Германии, изучал лучшую практику работы общественного транспорта. Там действует государственная форма заказа общественного транспорта, его конртроля и финансирования и частная форма организации работы. Совместно с перевозчиками департамент транспорта составляет смету затрат на будущий год, они все просчитывают, в начале года утверждают. Плюс к этому, сверху на эти расчеты добавляют еще 30% – «на всякий случай». Каждый квартал перевозчики сдают отчеты о текущих затратах, качестве работы. Если выражаться фигурально, вам нужен хорошо прожаренный карась? Дайте хорошую сковороду – это те самые финансы и условия, без которых блюдо не получится, – резюмирует Сидоренко.