В 1931 г., после закрытия Воскресенско-Германовского собора и сноса колокольни, в здание был переведён архив. Сначала окружной (городской), а после образования в 1943 г. Ульяновской области – областной. Ни верующих, ни архивистов это «сожительство» не радовало. Но их мнения никто не спрашивал.
Негоже начинать с середины. К началу архивного периода Германовский храм существовал более двух веков. Вспомним кратко о его истории.
В 1697 г. казанский митрополит Маркелл привёз в Симбирск образ св. Германа. На месте встречи иконы построили часовню. В 1720-х гг. возведена деревянная церковь с двумя престолами: в честь Воскресения Словущего и во имя св. Германа, Казанского чудотворца. Храм не раз перестраивался, менялось число и названия престолов. Симбиряне привычно называли церковь Германовской.
В конце XVIII в. на месте деревянной построена каменная трёхпрестольная церковь. Пострадавший во время Симбирского пожара 1864 г. храм быстро восстановили. В 1877-1879 гг. проведена перестройка храма по проекту архитектора Н.П. Воскресенского.
В 1892-1894 гг. с западной стороны церкви возведена новая колокольня по проекту М.Г. Алякринского. В 1895-м сделана роспись храма. 1 сентября 1896 г. торжественно водружён отлитый в Саратове на заводе Медведева самый большой в Симбирске колокол весом более 700 пудов.
В 1912-1913 гг. на пожертвования прихожан проведён ремонт, обновлены росписи и установлен новый иконостас «храма каменного, обширного и величественного».
В 1920-х гг. Германовский храм, ставший местом пребывания епископов патриаршей ориентации, объявлен собором. А в начале 1930-х по Ульяновску прокатилась волна закрытия церквей, сноса или передачи их зданий. В июне 1930 г. сняты колокола и разрушена колокольня Германовского храма.
Ульяновский художник, поэт, фронтовик Юрий Иванович Куликов (1924-2000) вспоминал:
«[…] Жил я в переулке Гоголя (быв. Германовский), где Германовский собор стоял… Помню, как службы шли. Потом закрыли, он стоял мрачный, неосвещённый, а потом начался грабёж.
Как сейчас вижу один день, когда были все двери распахнуты, из собора лезли мужики, тащили доски – от иконостаса, что ли? … Мужик из подвала вылезает, тащит две доски закругленные: «На салазки пригодятся»…
А потом… сбрасывали колокола, и вот они бухали! Особенно меня поразило, когда один колокол, главный, упал, и откололся огромный овальный кусок. Меня потрясло: он же, во-первых, толстый, а во-вторых, бронза чистейшая [большой колокол был отлит из уральской красной меди], и освещение сильное было, – икрился осколок, как золотой.
А потом… начальство понаехало, сбросили и колокольню. Высокая, красивая была стрельчатая колокольня. Она упала вдоль переулка, вдребезги разбитая.
И начали свозить со всей губернии на возах архивы с дворянских усадеб. Горы всего были – лежали на улице, утаскивали внутрь […]».
(«Симбирский курьер», 19.12.1995)
* * *
29 августа 1931 г. решением горисполкома Германовский собор был закрыт. А постановление от 17 сентября 1931 г. гласило: «В трёхдневный срок перебросить архив из помещения Мордовского технику в быв. Германовскую церковь» [Мордовский пед. техникум занимал часть здания быв. Мариинской гимназии].
Архивисты были против переезда в неприспособленное для хранения документов здание храма. Зам. начальника Ульяновского архивного бюро Н.М. Тихонов направил в Самару (Ульяновск входил в Средне-Волжский край с центром в Самаре) телеграмму: «Архив выселяют…». Крайисполком потребовал прекратить выселение. Но ульяновские власти своё решение не изменили.
30 сентября 1931 г. Горсовет постановил: «…Категорически предложить зав. архивом т. Румянцеву приступить к переброске архива с 1 октября и закончить 7 октября. В случае невыполнения дело о… Румянцеве передать прокурору…».
Удалось добиться лишь небольшой отсрочки для переоборудования здания.
«В трапезной установили деревянные стеллажи и… перекрытия, устроив двухуровневое архивохранилище. В алтарной части установлены перегородки и размещены служебные помещения. Подвальный придел приспособили под складское помещение».
[«Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска. Каталог». 2006].
В 1936 г. в алтаре быв. Германовской церкви открыт читальный зал архива.
Часть архивных фондов в начале 1930-х гг. хранилась в быв. кафедральном Троицком соборе и в других местах. После пожара в здании собора в мае 1933 г. уцелевшие документы перевезли в Германовский храм. А к 1934 г. там сосредоточились все фонды архива.
31 октября 1966 г. госкомиссия приняла новый 4-этажный корпус архива, построенный на месте снесённой колокольни. Оценки здания разнятся в зависимости от того, что поставлено во главу угла: архитектурные достоинства или практическая сторона дела.
Газета «Слово молодёжи» 28 июля 1990 г. писала:
«Современное здание из силикатного кирпича, пристроенное вместо колокольни…, всем своим видом показывает, как много мы потеряли, разрушив шедевры культурного зодчества, доставшиеся в наследство от наших предков».
Трудно спорить. В то же время архив впервые за всю историю существования получил здание, построенное именно для него, отвечающее требованиям к условиям хранения уникальных документов. В пристрое разместились три архивохранилища, грузовой лифт, фотолаборатория, рабочие кабинеты и др. На треть увеличился объем хранилищ, что почти на 20 лет сняло проблему свободных площадей для приёма документов. Кроме областного архива в здании в разное время размещались Ульяновские городской и районный архивы; архивный отдел облисполкома.
Но к 1986 г. свободных площадей не осталось. На хранение принимались лишь некоторые категории документов. Остро встал вопрос о расширении.
Во второй половине 1980-х гг. «Ульяновскгражданпроект» разработал проект нового здания архива на ул. Робеспьера. Начавшаяся «катастройка» поставила крест на этих планах.
В начале 1990-х развернулось движение верующих и священнослужителей за возвращение РПЦ здания Германовского храма. Осенью 1991 г. у крыльца архива был выставлен первый пикет. Перейдя затем к Дому Советов, пикетчики передали властям требование вернуть здание епархии. Подобные акции и обращения стали регулярными.
Никто не спорит. «Богу Богово». Но прежде власти должны были создать для архива – госучреждения областного уровня – необходимые условия на новом месте. А епархия и верующие могли проявить терпение и христианское милосердие, не добиваться немедленного выселения неведомо куда. То же самое сейчас происходит с медфаком УлГУ в здании быв. Духовного училища.
1 октября 1991 г. облисполком принял решение перевести областной архив в здание быв. архива обкома КПСС (ныне ГАНИ УО) на ул. А. Матросова. Началось перемещение документов в быв. партархив и в несколько помещений быв. обкома КПСС. Площадей было явно недостаточно, и переезд вылился в фикцию. Часть архива, перевезённую в административное здание на пл. Ленина, в середине 1990-х выселили. Документы и сотрудники вернулись в пристрой к храму.
Пропустим несколько лет, наполненных требованиями епархии и верующих, пустой говорильней чиновников и нелепыми планами перевода архива в совершенно неподходящие здания (барак начала XX века возле завода им. Володарского и др.).
В июле 2003 г. администрацией области издано распоряжение «О передаче быв. Германовской церкви в безвозмездное пользование Симбирской и Мелекесской епархии». Вопрос о размещении архива не решён.
В 2006 г. губернатор С.И. Морозов распорядился передать Госархиву быв. ДК им. Чкалова на ул. Крымова. Переоборудование здания оказалось слишком дорогим. От планов отказались.
В начале 2007 г. Правительство области озвучило планы строительства музейно-архивного комплекса за Литературным музеем «Дом Языковых». Инициатива вызвала бурные споры. Мнения горожан, краеведов, экологов разделились. Многие выступали против.
Выбранное место и проект – не шедевр архитектуры – обоснованно вызывали критику. Но для архива это было спасением в критической ситуации.
А тем временем судебные приставы требовали от архива немедленного выселения из здания церкви согласно решению суда по иску епархии.
Местные газеты и ТВ широко освещали «конфликт» между епархией и архивом. Но конфликт породили власти. Архив же оказался «без вины виноватым».
Владыка Прокл в интервью выразил недовольство ситуацией и бездействием властей. Но позиции по поводу выселения архива не изменил.
Вынужденное закрытие читального зала архива краеведы расценили как «катастрофу и трагедию».
В марте 2007 г. направлено письмо на имя губернатора С.И. Морозова и председателя Законодательного собрания Б.И. Зотова о бедственном положении архива. Письмо подписали авторитетные краеведы, архивисты, педагоги: М.М. Савич, М.Х. Валкин, В.Н. Ильин, А.Ю. Шабалкин и многие другие (14 листов подписей).
Ходатайствовали о скорейшем начале строительства здания архива и выделении для него участка, удобного для пользователей; о недопустимости перевода архива в помещения, не соответствующие условиям хранения во избежание утраты уникальных документов и т. д.
Письмо и сложившаяся ситуация освещались в местных и центральных СМИ, выражалась поддержка архива и возмущение позицией властей.
19 марта 2007 г. вопрос об архиве рассмотрен на совещании при губернаторе. С.И. Морозов отчитал чиновников за бездействие, распорядился немедленно подготовить документы, выделить средства и начать строительство музейно-архивного комплекса возле Дома Языковых.
Противники строительства провели пикет. Но работы наметили начать в декабре 2007 и завершить в 2009 г.
На совещании с участием архивистов и краеведов губернатор сообщил о выделении средств на строительство и пообещал добиваться отсрочки выселения архива из здания Германовского храма. Опять обман.
Читальный зал архива, убранный из бывшего алтаря, долго не работал. Наконец, смогли получить согласия администрации области на перевод его в архивный пристрой. В апреле 2007 г. читальный зал открылся. Но уже в июне он вновь был закрыт по требованию судебных приставов после очередного иска епархии. Под угрозой оказалась вся деятельность архива. Ненадолго помогло лишь вмешательство прокурора.
В сентябре 2007 г. началось перемещение фондов из здания храма в Ленинский мемориал. Архив разместился на 3-м этаже северного крала здания (быв. Дом политпросвещения). В декабре перевозка завершилась. В Мемцентре открылся читальный зал. Бывший Германовский собор официально передан Симбирской и Мелекесской епархии. Пристрой пока оставался в ведении архива.
18 апреля 2008 г. архиепископ Прокл провёл в здании собора первый молебен и освятил храм.
Планы строительства здания архива возле Дома Языковых тихо умерли. Летом 2008 г. решено строить историко-архивный комплекс на углу улиц 12 сентября и Пушкинской. Разработан проект. Но жильцы дома № 20 по ул. Кирова выступили с протестами. Кипели страсти на митингах, сторонников строительства не слушали, попытки объяснений превращали в скандалы.
Губернатор Морозов клятвенно заверил, что архив будет построен. В поддержку строительства выступали архивисты, многие краеведы, работники музеев, журналисты и др. Но и протесты не прекращались. Противостояние освещалось в СМИ.
В газете «Районные вести» (Железнодорожный р-н) 13 декабря 2008 г. опубликована статья А.Ю. Шабалкина «Поддержите архив»:
«[…] В сентябре-декабре прошлого года свыше полмиллиона документов, библиотека и каталоги были перемещены в… помещения Ленинского Мемориала. Ныне архив вынужден хранить документы по трём адресам: в старом пристрое в пер. Гоголя, в Мемцентре и в здании госархива новейшей истории на ул. Матросова. Это создаёт трудности для архивистов и граждан… Не говоря уже о вреде, наносимом документам перемещениями из одного здания в другое. А поскольку архив давно укомплектован «под завязку», нет возможности принимать документы… И существует угроза, что значительный документальный массив, не поступивший своевременно на госхранение, погибнет безвозвратно…
Не ясно и то, как долго за архивом будет оставаться здание пристроя к церкви. В планах епархии – восстановление на его месте колокольни. И архив может ожидать незавидная доля «бомжа».
Руководством региона… выделены деньги на проектирование, отведён участок под строительство историко-архивного комплекса. Но начало строительства, намеченное на весну 2009 г. оказалось под угрозой… Свой протест… выразила часть жителей расположенного по соседству дома № 20 по ул. Кирова. На сходах граждан, в обращениях к губернатору и мэру инициативная группа жильцов, не вникая в существо дела, решительно заявляет – нет! […]».
Далее даны аргументированные ответы на протесты и требования; приведены мнение экологов и других специалистов; оценка позиции инициаторов протеста, преследующих собственные цели.
В начале 2009 г. власти вновь подтвердили намерение строить архивный комплекс, но при этом началось жёсткое давление на архив с целью немедленного выселения из пристроя к храму. Руководитель аппарата губернатора С.В. Опёнышева заявила, что иначе «вывезет документы на свалку». 10 апреля 2009 г. издано распоряжение Правительства области «О перемещении архивных документов». Установлен срок выселения до 1 мая.
Началась перевозка фондов из пристроя на временные площади в здании Правительства области на пл. Ленина. Деятельность архива приостановлена.
13 апреля 2009 г. на здании храма установлены купол и кресты. Владыка Прокл назвал освобождение здания историческим событиям. Говоря о планах возрождения Германовской церкви, он отметил, что начать ремонт мешает только архивный пристрой.
Чиновники ещё говорили о скором начале строительства нового здания. Но скоро эти планы были окончательно похоронены.
В мае 2009 г. завершилась перевозка фондов на пл. Ленина. Проведённая архивистами фотосъёмка помещений, отведённых архиву в зданиях Правительства и Медцентра, зафиксировала нарушение всех норм хранения документов.
Не помогли новые обращения к губернатору, в Законодательное собрание; приёмную Президента РФ с требованием прекратить перемещение документов в неприспособленные помещения; посещение архива представителями федеральных органов; публикации в прессе. Газета «Симбирский курьер» 19.05.2009 опубликовала статью Т.Н. Захарычевой «Архив прославит нашу власть своим крушением».
В июле 2009 г. из пристроя к храму вывезены все документы, стеллажи, мебель. Сотрудники простились со зданием, служившим более 40 лет. Осенью пристрой снесли.
А архив летом 2009 г. обживал новое место на 2-м этаже здания быв. детского сада на проезде Караганова в Засвияжье. Бывал я там в читальном зале. Тягостное впечатление. Непонятно, как смогли втиснуть фонды, оборудование и сотрудников в тесное, старое, совершенно неприспособленное здание.
Власти объявили о предстоящем строительстве нового здания архива на ул. Октябрьской. Работы обещали начать в 2011, потом в 2012 г. Излишне говорить, что и этого не произошло.
Потом стали прорабатывать вопрос о передаче архиву здания быв. АТС (автоматической телефонной станции) на ул. 12 сентября, 7а. Туда Госархив Ульяновской области в итоге и переехал. Открытие состоялось 9 сентября 2017 г. с участием руководства области и федеральных чиновников.
Ничего не скажешь, здание просторное, удобно расположено. Правда, строилось оно не для архива, а совсем для других целей. Но приспособили для хранения документов, оборудовали, обжили. После стольких лет мытарств грех жаловаться.
P.S. 20 мая 2015 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в возрождённом Воскресенско-Германовском соборе.
Источники:
1. А.Ю. Шабалкин «Хроника архивной агонии. 1931-2009»;
2. В.В. Ястребов «Соборы Симбирска». Ульяновск, 2022. / Воскресенско-Германовский собор. С. 7-59;
и др. (указаны в тексте)
Анатолий Евстафьевич Клименко. Симбирск. Германовская церковь. 2004.
Здание бывшего Германовского храма и архивный корпус, построенный в 1966 г. на месте снесённой колокольни. Фото М.А. Травиной. 1966.
ГАУО. О-380а.
Здание бывшего Германовского храма и архивный пристрой. 1966.
ГАНИ УО. Ф. 6214, Оп. 1, Д. 42, Л. 1.
Архивный пристрой и здание бывшего Германовского храма. Февраль 1988 г.
ГАУО. Ф. Р-634, Оп. 2, Д. 1527, Л. 1.
Здание бывшего Германовского храма и архивный пристрой. Фото А.Ю. Шабалкина. Май 1998 г.
Вход в бывший Германовский храм [в архив]. Фото А.Ю. Шабалкина. 18 июня 1999 г.
Клименко А.Е. Германовская церковь [вход в архив]. 2000.
Опустевший пристрой. Фото А.Ю. Шабалкина. 1 августа 2009 г.
Между прошлым и будущим [снос архивного пристроя].
Фото А.Ю. Шабалкина. Осень 2009 г.
Иконостас Германовского собора. «Здесь до 2007 года было архивохранилище».
Фото А.Ю. Шабалкина. 27 апреля 2022 г.
Публикация группы Старый Ульяновск. Brandergofer