Вчера в Ульяновске стартовали общественные обсуждения новой Территориальной схемы обращения с отходами
 Ульяновской области, которую разработало министерство ЖКХ и строительства региона. Прежняя террсхема в конце прошлого года была признана недействующей в полном объеме. Иск в областной суд подала «Симбирская экологическая компания» (СимБЭК), построившая в Новоспасском районе полигон размещения ТКО. Тогда в территориальной схеме его не учли, но зато включили объект, не имеющий мощностей для приема ТКО – переполненный кузоватовский полигон ООО «УЮТ» и баратаевский полигон, который расположен недалеко от аэропорта имени Карамзина в Баратаевке, что небезопасно. Посмотрели, что предлагает министерство ЖКХ и строительства на этот раз.

Регион, как и прежде, поделен на пять зон. В каждой – свой регоператор. Из схемы исчезла самарская “Межрегиональная экологическая компания”, работавшая в пятой зоне. Уже заявлено, что она может быть лишена статуса из-за многочисленных жалоб на невывоз мусора. Межведомственная комиссия рассмотрела 207 актов о нарушениях графика вывоза мусора, составленных жителями южных районов. 167 актов признаны обоснованными. В октябре комиссия рассмотрит еще 600 актов о нарушениях.

По закону регоператор может допустить не более двух нарушений: первое у МЭК уже было официально зарегистрировано. После второго нарушения министерство ЖКХ и строительства области будет вынуждено лишить компанию статуса и провести конкурс на выбор нового оператора. К этому, похоже, все и идет. На последнем заседании комитета по ЖКХ в заксобрании было заявлено, что “претендент на регоператора есть, в курсе дела, готов подаваться на конкурс и работать качественно”. Правда, название компании не уточнялось.

Южный куст в схеме обслуживает ООО “УЮТ” – то самое, полигон которого в суде по иску СимбЭКа был назван переполненным. На комитете в заксобрании министр ЖКХ и строительства Руслан Хайрудинов уточнил, что де юре он легальный:

– Нанят подрядчик, который измеряет остаточную емкость полигона. Росприроднадзор говорит, что емкость исчерпана, но на практике место еще есть, на 5-7 лет его хватит. В течение нескольких недель исследование закончат и предоставят данные. Сейчас объект функционирует, запрета нет, мы с ним работаем.

Также в схеме появились объекты обработки и конечные объекты. Они есть во всех зонах, кроме пятой.

«Симбирская экологическая компания» в террсхему включена, но в качестве перспективного варианта.

СимбЭК (ее учредители – нижегородцы) сейчас судится с городским центром по благоустройству. Компания, построившая полигон по утилизации ТКО в Новоспасском, в апреле выиграла четыре тендера на вывоз муниципального мусора, объявленых мэрией Ульяновска. Но ульяновские власти отказались возить ТКО за 200 километров и оформили односторонний отказ от исполнения контракта. СимбЭК этот отказ оспаривает в Арбитражном суде Ульяновской области. Подробно об этой истории мы писали ранее.

Также у компании есть еще несколько судебных дел. В одном из исков СимбЭК просит признать недействительным решение УФАС по Ульяновской области о включении компании в Реестр недобросовестных поставщиков. В другом – признать недействительным постановление администрации Новоспасского района в выдаче разрешения на строительство очередных этапов (со 2 по 13-й) объекта размещения отходов и первичной сортировки ТКО. У компании и местных властей идет жесткое противостояние.

Решение еще по одному иску СимбЭКа было вынесено вчера. Компания потребовала признать незаконными действия (бездействие) Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, выразившихся в отказе в передаче заявления об урегулировании разногласий, возникших при утверждении проекта производственной программы Межмуниципального объекта «Объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области» на рассмотрение согласительного совещания. Суд в этом требовании отказал.

На коммунальном комитете заксобрания эту ситуацию также затронули. Было заявлено, что «вопрос законности строительства полигона был поднят по инициативе общественности в Новоспасском»:

– Полигон включен в Государственный реестр объектов размещения отходов и имеет право их принимать. Но потоки сюда не заведены, в схему он не включен. У инвестора нет установленного тарифа. Заявки, которые он подавал, в разы превышают существующие расценки, и Агентство по тарифам выдало заключение о недоступности тарифа. Поэтому полигон пока не включается в логистическую цепочку. Но в территориальной схеме он будет – мы не имеем права его туда не включать, – пояснил замминистра ЖКХ Дмитрий Перминов.

Так выглядит резервная схема потоков отходов

В новой террсхеме прописан единственный инвестпроект –межмуниципальный объект «Объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области». Объем вложений – 197,52 млн рублей. Судя по всему, это проект СимбЭКа.

Также предусмотрены:

  • Увеличение мощности объекта обработки отходов ООО «УК Экостандарт» – до 100 000 тонн в год. Он расположен в 3,8 км от поселка Колхозного в Заволжье. Вложения – 90 млн рублей.
  • Увеличение вместимости полигона ТБО на 1 млн тонн в Чердаклинском районе. Вложения – 80 млн рублей.

Из эксплуатации в 2024 году планируется вывести свалку в Новоспасском, в 2025-ом – полигон ТБО в СПК «Репьевский» в Инзенском районе и в 2040-ом – отработанный карьер в совхозе Карлинском (территория Баратаевского карьера песка – один из участков, которые эксплуатирует ООО “ЦЭТ”),

В прежнем варианте территориальной схемы, представленной министерством ЖКХ в начале нынешнего года, планов было гораздо больше. Попавшая в опалу “Межрегиональная экологическая компания” хотела строить около Новоспасского новый полигон ТКО за 522,3 млн рублей.

Также ульяновское ООО “Гарант” (близкое к регоператору, работающему в зоне 1 — ООО «Горкомхоз») заявило, что хочет найти другой участок под масштабный полигон промышленных и коммунальных отходов с мусоро-сортировочным комплексом и производством грунта из отходов. В экотехнопарк планировали вложить 2,5 млрд рублей. Изначально его хотели построить недалеко от Майны, но взбунтовались местные жители. Судя по всему, от проекта было решено отказаться.

Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами из новой террсхемы

 

 

 

В прошлой версии террсхемы индексация не была предусмотрена. Предельные тарифы за кубометр ТКО предлагались такие:

  • Зона 1 — 883,7 руб
  • Зона 2 — 476,8 руб
  • Зона 3 — 677,5 руб
  • Зона 4 — 625,6 руб
  • Зона 5 — 675,7 руб

Общественное обсуждение новой территориальной схемы будет идти до 19 октября. Замечания и предложения будут приниматься до 4 октября. Их можно направить обычной почтой в адрес министерства ЖКХ или по электронной почте: 410346@mail.ru.

Все материалы доступны по ссылке.