На этой неделе в музее «Симбирская фотография» завершает работу выставка «Ульяновск. Символы города». Ее куратор – известный фотограф Мария Чурбанова – сумела создать яркую экспозицию, показывающую город разных эпох, настроений и впечатлений. Это отличная возможность увидеть разницу двух фотошкол – советской и современной, прочувствовать, как отличается Ульяновск сегодняшний и полувековой давности, проследить, как в нем появлялись новые символы и исчезали старые. Подробнее – в интервью с Марией Чурбановой.

– Мария, как родилась идея провести эту выставку?

– Замысел появился после прошлогодней выставки «Ульяновск в фокусе», где были представлены фото нашего города 70-80-х годов. Посетители отзывались о ней очень тепло. У нас родилась идея сделать еще выставку про наш город – красивую, интересную, исследовательскую. «Ульяновск. Символы города» значительно расширили границы предыдущей экспозиции. Шли мы к выставке достаточно долго: прошлым летом подали заявку в Президентский фонд культурных инициатив. В декабре узнали, что она победила, и начали готовиться.

– Что именно вошло в экспозицию?

– Мы пересмотрели около 2000 негативов известного ульяновского фотокорреспондента ТАСС Юрия Белозерова и отсканировали примерно половину из них. Взяли фото из фондов Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», Государственного архива новейшей истории Ульяновской области – обнаружили красивый, интересный материал. Часть работ нам предоставили частные коллекционеры – например, фотографии Авксентия Галагозы, которого уже нет в живых. Также своими фото поделились свидетели эпохи – Борис Тельнов, Артур Рогов: на открытии выставки они дополнили снимки воспоминаниями. Для нас это большая гордость и радость. Пообщаться с людьми, которые запечатлели Ульяновск полувековой давности, и сейчас делают фото сегодняшнего города, очень интересно.

Второй раздел – это современный Ульяновск. Фотографии для него мы подобрали путем открытого отбора: попросили всех желающих прислать свое видение символа города. Никаких ограничений в участии не было, кроме количества работ. Для меня стало большим удивлением, что люди присылали не просто наборы одиночных снимков, а целые серии связанные друг с другом работ, по сути, целые проекты.

– О чем они были?

– Темы самые разные: кого-то волновала Нижняя Терраса, ее состояние; других – исчезающие железные вывески; у третьих на фото были запечатлены детские воспоминания. И каждая фотография была про город, и город очень разный.  Получилось этакое «лоскутное одеяло», интересное, яркое. Мне как куратору выставки, совершенно не хотелось что-то усреднить, вычеркнуть «не вписывающееся». Напротив, разность восприятия, отраженная в фотографиях, очень привлекает.

К слову, в числе авторов фотографий были как профессиональные фотографы, например, Александр Кременицкий, так и врачи, учителя, для которых эта сборная выставка стала первой в жизни. Они, вероятно, и не думали показывать свои работы на публике, но подвернулась такая возможность, и получилось прекрасно.

– Удивили ли лично вас какие-то работы, которые представлены на «Символах города»?

– Меня поразили две фотографии, которые были сделаны в разные эпохи, разными объективами, но оказались очень схожими. Они сняты с одной точки, но с разницей в десятилетия. Это фото Юрия Белозерова – вертолетная съемка центра Ульяновска 80-х годов, и работа Алексея Мараховца, сделанная в 2018 году с параплана. Когда Алексей увидел фото 30-летней давности, сказал: «А кто обесцветил мой снимок»? Он даже не понял сразу, что это не его фото. И мы решили оставить в экспозиции обе работы, этакую игру времени.

Более того, у нас есть брошюра с фотографиями с выставки. И с одной стороны идет работа Мараховца, а с другой – Белозерова. Одна половина брошюры рассказывает о современных фотографах, а другая – о тех, кто работал в советское время. Получилось, на мой взгляд, очень интересно.

Фото Юрия Белозерова

Фото Алексея Мараховца


Еще один интересный момент – реакция посетителей выставки на фото Александра Кременецкого. Это городской пейзаж, массив домов, очень красивый, гранитный. И мы смотрим, что люди на ней залипают. Говорят: «Ой, а это же наш дом!», «А это мое окно», «А здесь живет мой друг»… Возникают личные воспоминания, кто-то идентифицирует себя, свой родной город. Для меня это вау-эффект.

Фото Александра Кременицкого

Многие представители профессионального сообщества (краеведы, архитекторы, музейные сотрудники) признавались, что некоторые работы они не видели ни разу. Это было очень приятно – такой комплимент, что нам удалось показать действительно эксклюзив. Хотя, казалось бы, фотографии Ульяновска – это уже достаточно избитая тема, в Сети есть много городских фото. Но мы сумели посетителей удивить.

– Будет ли экспозиция показана где-то еще?

– В музее «Симбирская фотография» она будет работать до 29 сентября, так что еще есть время ее посмотреть. У нас есть запрос на то, чтобы сделать ее передвижной, чтобы работы увидели как можно больше людей. Думаю, это хорошая идея.

Плюс до 15 октября у нас будут проходить бесплатные городские кураторские экскурсии «Ульяновск. Символы города», которые напрямую связаны с выставкой. Для участия в них нужно записаться по телефону: +7(8422) 42-03-31.

И приглашаю всех желающих 29 сентября в 15:00 в музей фотографии, пройдет бесплатный мастер-класс по пленочной фотографии от фотоцентра «Белый формат». Он рассчитан на тех, кто только начал увлекаться пленкой и хочет получить базовые знания.

– Что будет следующим, после «Символов города»?

– Лично меня эта выставка очень сильно подстегнула и вдохновила на то, чтобы еще более тщательно продумывать новые концепции. Хочется больше нишевых фото-проектов, которые бы удивляли еще больше и оставались в памяти надолго.

Вообще я рада, что такой проект удалось реализовать в год 20-летия музея «Симбирская фотография» и 40-летие Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Получилась такая «вишенка на торте», украшение празднования сразу двух юбилеев.